18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Нашлась еще одна Белла в жизни Марка Шагала

Марк Шагал в своей мастерской. Сен-Поль-де-Ванс. 1957. Фотография Франца Хубмана. Фото: Franz Hubmann/Imagno/Getty Images
Марк Шагал в своей мастерской. Сен-Поль-де-Ванс. 1957. Фотография Франца Хубмана.
Фото: Franz Hubmann/Imagno/Getty Images
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Любовная тема в искусстве Шагала неразрывно связана с образом его жены. Но недавно обнаруженные письма художника оживили дискуссию о его возможном романе с тезкой жены — Беллой Гермонт-Шнее. Впрочем, эту романтическую легенду еще предстоит проверить

Та, кому Марк Шагал адресовал свои письма, звалась Беллой. Но не Беллой Самойловной, как многолетняя супруга художника и, согласно общепринятому мнению, первая и самая большая его любовь, а Беллой Наумовной. Именно этот нюанс заставил московского коллекционера, владельца галереи Stargift Илью Слуцкина пристальнее приглядеться к лоту, который продавал один американский коллекционер. Галерея представляет автографы и вещи знаменитостей, в ее собрании более 1,5 тыс. экспонатов разных эпох: письма Сергея Королева, фото с автографом Юрия Гагарина, рисунки Сальвадора Дали и Пабло Пикассо, книга с акварельным рисунком Владимира Маяковского и прочее.

«У этого американского коллекционера хранится множество писем известных личностей, — рассказывает Илья Слуцкин. — Я поинтересовался, есть ли документы, связанные с Марком Шагалом, и получил большой перечень, в котором эти письма были ошибочно отмечены как адресованные жене Белле. Но отчества не совпадали. Я начал искать информацию о Белле Наумовне и выяснил, что сведений об этих отношениях, и тем более о переписке, практически нет ни в русских, ни в зарубежных источниках. Если сначала я хотел приобрести лишь несколько писем, то в результате выкупил всю коллекцию — около 15 единиц».

Письма Шагала адресованы Белле Наумовне Гермонт-Шнее. О ней действительно известно немного. Она родилась в Санкт-Петербурге в семье купца первой гильдии, владельца Нарвского лесопильного завода и лесоторговой компании Наума Гермонта. Ее отец поддерживал талантливых соотечественников и выплачивал Шагалу субсидию на учебу, а муж ее сестры — адвокат Григорий Гольдберг — опекал молодого художника в Петербурге. В 1908-м, за год до встречи Шагала с будущей женой, он гостил у Гермонтов-Гольдбергов в имении Фердинандсхоф в Нарве, где и познакомился с Беллой Гермонт. Он давал ей уроки живописи — она учила его французскому языку. В автобиографии «Моя жизнь» художник зовет сестру Анну в Нарву и пишет, что «будет рад ее познакомить с Беллой Наумовной — совсем не провинциальной». В 1911 году стараниями адвоката Гольдберга Шагал получил стипендию для учебы в Париже. Вернувшись спустя три года в Россию, он женился на Белле Розенфельд, но и общение с Беллой Гермонт не прекратил. После революции все они уехали в эмиграцию.

«В Париже Белла Гермонт также училась на художника, брала уроки у Рауля Дюфи, — рассказывает Илья Слуцкин. — В 1924-м она вышла замуж за пианиста Виталия Шнее и переехала жить в Чикаго. Упоминания о ее деятельности и о некоторых ее работах нашлись на чикагских сайтах. Шагал не терял ее из виду в течение десятилетий».

Марк Шагал. «Белла с книгой и вазой с цветами, или Белла в Мурийоне». 1926. Частное собрание  Фото: ADAGP Paris 2019 Chagall
Марк Шагал. «Белла с книгой и вазой с цветами, или Белла в Мурийоне». 1926. Частное собрание
Фото: ADAGP Paris 2019 Chagall

В первом письме, датированном 16 июля 1923 года, Шагал сообщает, что он с семьей в Германии, рвется в Париж, что его шестилетняя дочка Ида имеет «здесь колоссальный успех. Ее задаривают конфетами и цветами». Другое письмо начинается словами «Любимая / Любезная / Белла Наумовна». Еще в одном месте идет «Милая Белла» в начале и финалом «Жму вашу лапу. Пишите». На открытке из Берлина Шагал предлагает встретиться. Следующее послание адресовано уже в Чикаго: художник рад, что его ученица «устроилась», имеет «нахес» (на идиш — «радость») и что ее «муж успевает». О себе же сообщает, что открыл выставку «в самой большой галерее Парижа», имеет «всякие предложения о выставках в Амстердаме, Кельне, Лондоне. Все лучшие… художники, поэты… Матисс и Пикассо… Дерен и др.» пришли на вернисаж. Он сожалеет, что Белла Наумовна не могла все это видеть. «Я не люблю о себе говорить. Но, вой­дя на мою выставку, французы (интеллектуальный элемент) не могли уже вывернуться и должны были или признать, или… Есть такие статьи передовых французских поэтов и писателей, которые мне неловко читать… А думаете ли Вы, что я счастлив… Далеко. И могу ли им быть? Не такая натура верно».

Куратор, постоянный приглашенный эксперт в Комитете Шагала в Париже Екатерина Селезнева, которую мы попросили оценить эти письма, нашла их весьма интересными, хотя считает, что для придания легитимности их надо верифицировать в Комитете Шагала, сохраняющем и защищающем его наследие. Сейчас письма имеют сертификат PSA/DNA Authentication Services, подтверждающий подлинность автографов художника.

Связывали ли Шагала и Беллу Гермонт романтические отношения? В 2013 году на XXIII Шагаловских чтениях в Витебске доклад на эту тему делала наследница семьи Гольдбергов Ольга Левин из Израиля. Согласно ее версии, именно Белла Гермонт была первой и пожизненной любовью Шагала. В ее семье это знали всегда, но из чувства такта широко не афишировали. Екатерина Селезнева, отдавая должное пиар-потенциалу легенды (все любят истории о любви), сомневается в романе. «Вполне вероятно, был флирт, кокетство, Шагал тепло относился к Белле Гермонт, но реальных подтверждений чего-то большего просто нет, — считает она. — Впрочем, французский архив Шагала еще не разобран до конца, и, вполне вероятно, в нем когда-нибудь найдут и письма самой гос­пожи Гермонт». Илья Слуцкин также оставляет этой истории открытый финал. «Иногда кажется, что романа не могло не быть. Их диалог порой более чем дружеский. Тем более речь идет об очень продолжительном периоде переписки — это почти два десятка лет глубокого общения и десятки писем. Мы не можем гарантировать этот факт наверняка, но тесная связь Марка Шагала и Беллы Гермонт очевидна из контекста писем. Романтическая, дружеская, смешанная или разная — вопрос открытый».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+