Ежегодный смотр-конкурс «Архитектон», учрежденный более 20 лет назад, преобразовал свою архитектонику. Отныне это не только премия, но и целый фестиваль, в программу которого встроены выставки, форум и другие события. Первый выпуск обновленного «Архитектона», который курируют архитектор Георгий Снежкин и продюсер культурных проектов Лиза Савина, открылся в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге. Программа мероприятий охватывает пять дней и продлится до 17 сентября.
Символично, что смена формата произошла точно к 100-летию собственно архитектона — супрематической скульптурной модели универсальной архитектуры будущего, придуманной Казимиром Малевичем. В рамках фестиваля решено было сделать оммаж Малевичу в виде выставки паблик-арта «Магистрали», для которой молодые архитекторы выстроили собственные архитектоны (к слову, для многих это был первый в их карьере реализованный проект). Наиболее дискуссионным, с точки зрения кураторов, и вместе с тем наиболее любимым у публики стал ироничный архитектон в виде деревянной печи от архбюро «Полдень» (Петр Иванов, Александр Черкашин). Дуэту Анастасии Сергеевой и Дарьи Орловой принадлежит соляная конструкция, которая будет постепенно таять под дождями, обнажая яркий остов. Бюро «Челы» (Виктор Королев, Иван Протопопов) создало сдержанный и даже суровый объект из промышленных труб, напоминающий античный храм, который будто схлопнулся в вакууме, из-за чего колонны оказались плотно прижаты друг к другу. Всего в экспозиции, размещенной на площади позади Манежа, представлено 14 объектов, включая прямой «кавер» на архитектон «Гота» Малевича из коллекции Русского музея от бюро NTML (Никита Тимонин, Мария Ляшко).
Внутри Манежа гостей фестиваля ждет еще несколько выставок-инсталляций. Кураторский проект Владимира Фролова «Руина» сосредоточен на размышлении о хрупкости архитектуры перед лицом времени. Некоторые объекты в экспозиции весьма абстрактны. Это и плавящийся под лампой белый восковой брусок от APRELarchitects, и подвешенный красный куб от мастерской «Витрувий и сыновья», из которого песчинка за песчинкой сыплется содержимое, а на полу тем временем растет горсть песка. Обе работы способны объяснить привлекательность руин. Они наглядно показывают, что разрушение приводит не к исчезновению первичного объекта, а к появлению новой формы.
Другая часть работ более прямолинейна, но не менее метафорична. Например, Tobe architects будут каждое утро помещать под стеклянный колпак очередную ледяную копию ДК им. Кирова (к слову, чрезвычайно похожую на архитектон), отмеряя ей всего один день жизни — к вечеру ледяная модель растает. Если мыслить в масштабах истории, то многим образцам авангардной архитектуры и впрямь был отведен лишь короткий миг на существование, учитывая их строительство в условиях жесткой экономии, а то и вовсе в качестве временных сооружений.
Через метафорические руины гости попадают в лабиринт, несколько напоминающий тот, что был выстроен Даниелем Либескиндом для выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», которая прошла в Третьяковке в 2021 году. Здесь, в петербургском Манеже, мы тоже видим «мечты о свободе» — свободе от господствующих направлений советской архитектуры. Куратор этого раздела — Андрей Ларионов. Экспозиция показывает, как ленинградские архитекторы двигались от хай-тека и брутализма в «дебри постмодернистского многоголосия», что стало шагом к открытию архитектурного ящика Пандоры в 1990-е.
В центре лабиринта обнаруживается тотальная инсталляция, демонстрирующая собирательный антураж современной архитектурной мастерской. По окружности возвышаются стеллажи, 355 ячеек из 392 заняты всякой всячиной, которую кураторы сумели на время заполучить из местных архитектурных студий и бюро. Все это напоминает кабинет редкостей: наряду с макетами, гипсовыми бюстами, книгами, стульями и пыльной люстрой здесь можно обнаружить собранный из лего кроссовок, мягкую игрушку в виде рыбы-капли и артефакты, не поддающиеся идентификации. Здесь, к слову, предусмотрена картотека с описанием каждого предмета, но к открытию фестиваля она не была готова — как и многое другое. По словам взволнованных, но смирившихся с таким раскладом кураторов, незавершенность как нельзя лучше отражает специфику фестиваля, недаром в профессиональных кругах ходит афоризм «дом уже строится, а архитектор еще рисует его проект».
Выйдя из лабиринта, обнаруживаешь третий раздел экспозиции, посвященный будущему Петербурга, которое, как и любое будущее, невозможно предугадать. Мультисенсорную интерактивную инсталляцию «Город с открытым кодом» спроектировали Ксения Диодорова и Алина Черейская. Она представляет собой гигантский пазл, где каждая деталь — иллюстрация-фантазия на тему возможного развития Петербурга. Собирать пазл, то есть город будущего, можно в произвольном порядке: здесь нет правильных или неправильных комбинаций.
Помимо выставок, в Манеже организованы пространства, где могут показать себя архитектурные школы. Здесь возникают примечательные контрасты. Так, напротив подчеркнуто традиционного стенда Санкт-Петербургской академии художеств им. И.Е.Репина, где разместили небольшие гипсовые барельефы, светится и мерцает стена из мониторов, на которых демонстрируются проекты студентов Школы дизайна НИУ ВШЭ.
Архитектурные бюро Петербурга (среди них — «А.Лен», «Головин & Шретер», «Студия 44», Sloi architects и другие) получили возможность репрезентовать себя при помощи видеороликов, которые транслируются в своеобразном мультиплексе. Название этой части проекта — «Видеоарх» — кураторам подсказал Вячеслав Мизин из арт-группы «Синие носы», который сам по образованию архитектор. Нынешние ролики сделаны довольно консервативно, но, возможно, в следующем году «Видеоарх» станет чуть ближе к видео-арту: у кураторов есть идея «заколлабить» архитекторов со Школой нового кино. В этом разделе также представлена фото- и видеоинсталляция, посвященная Санкт-Петербургскому союзу архитекторов, который является организатором премии, а затем и фестиваля «Архитектон». Примечательно, что, когда эта организация еще звалась Ленинградским союзом советских архитекторов, среди «настоящих» архитекторов в ее первом составе (таких как Иосиф Лангбард и Ной Троцкий) числился и Казимир Малевич, который разрабатывал некую архитектурную утопию (тут можно вспомнить, например, планиты для землянитов — внеземные жилища для людей).
Лауреатов премии «Архитектон MMXXIII» объявили в ходе торжественной церемонии вечером 12 сентября. Им вручили статуэтки в форме архитектонов. Номинаций было всего четыре — их число намеренно сократили до минимума, чтобы каждый победитель прозвучал громче. «Люди не знают архитекторов и говорят обычно просто „они построили“, — поясняет куратор Лиза Савина. — Нам же хочется, чтобы у архитектуры появилось имя».
Премию за «лучший реализованный объект общественной функции», а также Гран-при фестиваля получило бюро Rhizome за отель «Игора. Времена года». «Лучшим проектом общественной функции» стал музейный комплекс «Центр промышленного прогресса» для города Выкса от архитектурного бюро «Студия 44». Архитектурная мастерская «Головин & Шретер» взяла приз за «лучший реализованный объект жилой функции» — виллу «Петергоф». А «лучшим проектом жилой функции» был признан жилой комплекс WarmStone от Mayak Architects. Интересно, что жюри было преимущественно московским — вероятно, чтобы нивелировать кумовство. Среди членов жюри — ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский, урбанист и член градостроительного совета Москвы Петр Кудрявцев, главный редактор портала «архи.ру» и сотрудник ГИИ Юлия Тарабарина, глава архбюро «Остоженка» Александр Скокан, архитектор Тотан Кузембаев и другие.
Девиз фестиваля звучит так: «Просвещение. Диалог. Действие». А его цель куратор Георгий Снежкин сформулировал «по-свойски»: «Для нас было важно собрать вместе архитекторов, чтобы они работали рядом, ничего не успевали, брали друг у друга какие-нибудь плоскогубцы и таким образом знакомились. Так что в каком-то смысле фестиваль состоялся еще до открытия».
Событие, ориентированное на представителей профессии и стремящихся к ним присоединиться, будет интересно и широкой публике. Посетить фестиваль можно до воскресенья. На его сайте опубликована обширная программа лекций, дискуссий и даже детских мастер-классов. Паблик-арт-выставка современных архитектонов под открытым небом останется за Манежем и вовсе до конца сентября.