Бывший пункт управления полетами Королевских военно-воздушных сил планируют открыть для посетителей в 2025 году после реновации стоимостью £3,1 млн. Кампанию по сбору средств запустили в июле, а реставрационные работы должны стартовать в начале 2024 года. Хотя этот проект может сильно удивить людей, знакомых с деятельностью Landmark Trust, поскольку он совсем не похож на здания, которые обычно привлекают внимание фонда. Это не очаровательно эксцентричная старинная постройка, аккуратно отреставрированная и превращенная в каникулярное жилье. В бетонных стенах пункта управления полетами ВВС Британии в Ибсли вместо дверей — зияющие дыры.
Здание, которое фонд взял в аренду сроком на 99 лет у имения Сомерли графов Нормантон, расположено в самом центре национального парка «Нью-Форест». Оттуда открывается прекрасный вид на лес, изгиб озера — и открытое небо, что принципиально важно для понимания его истории. В доме несколько этажей, сохранились внутренние перегородки на неполную высоту и обломки стальной оконной рамы в одной из дыр в стене. Даже строительная команда Landmark Trust, обычно демонстрирующая героический оптимизм, признает, что сейчас пункт управления полетами Ибсли находится «в полуразрушенном состоянии».
Насколько удалось выяснить историку фонда Кэролайн Стенфорд, речь идет об уникальной постройке. Это контрольный пункт Королевских ВВС типа 518/40; американцы, позже использовавшие местный аэродром, называли такие пункты диспетчерскими вышками. Из 29 существовавших КП это единственное дошедшее до нас здание с бетонным балконом; деревянные балконы на других аналогичных постройках уже сгнили.
Пункт в Ибсли появился в 1941 году, в разгар Второй мировой. Сначала это был простой деревянный домик, но, поскольку воздушная война продолжала набирать обороты, со временем его сменили полномасштабный аэродром, пункт управления полетами и метеорологическая станция. Нынешнее здание выстроили в рекордные сроки из сборного железобетона и начали эксплуатировать, когда отделочные работы еще не были завершены. Немцы обнаружили и подвергли его бомбардировке — обошлось без жертв — в первый же месяц. После этого силами местной молодежи все три взлетно-посадочные полосы закамуфлировали, потратив на это тысячи литров краски.
Позднее базу передали ВВС США, и им пришлось спешно модернизировать аэродром. Средства связи, которыми он был оборудован, были крайне примитивными: разрешение на взлет давалось при помощи разноцветных сигнальных вспышек, а номер полосы для посадки выкладывали на крыше в виде огромных цифр. Информация о возвращающихся самолетах передавалась при помощи простого кода со станции, расположенной выше в пустошах, где приблудившийся рыжий кот, полюбивший спать на приемнике, первым слышал отдаленный шум моторов и сигнализировал об их приближении. В последующие три года здесь базировалось 19 разных эскадрилий ВВС Великобритании. Любопытно, что патриотическая кинолента «Первый среди немногих» с Дэвидом Нивеном и Лесли Говардом в главных ролях, призванная поднять дух англичан и ставшая хитом проката, снималась здесь в 1941 году, когда аэродром активно использовался по назначению.
Позднее, после недолгого периода, когда взлетное поле использовалось как гоночный трек, а пункт управления служил при нем раздевалкой, окружающие аэродром гравийные карьеры, которые разрабатывались после войны, залили водой, благодаря чему сегодня здесь обитают разнообразные охраняемые виды растений и животных. Тем временем над железобетонным зданием основательно поработали вандалы. Его покрытые граффити стены отмечены шрамами многочисленных вечеринок и пикников, окон и дверей давно нет, а потолок частично обвалился из-за того, что ржавчина от дождевой воды разъела металлическую арматуру в бетоне.
Недавно был открыт сбор £3,1 млн на реставрацию и переоборудование здания, и половина суммы уже обещана фонду. Но это не только достопримечательность для тех, кто увлекается историей Второй мировой войны. С этой базой непосредственно связаны семьи из самых разных частей света. В пивной неподалеку по-прежнему можно увидеть надписи, оставленные пилотами из Австралии, Аргентины, Польши и Франции. Для многих из них это была последняя выпивка. Так, однажды из 23 самолетов, вылетевших на задание, на базу вернулось только 2.
Здание планируют превратить в дом на четыре спальни с кухней на втором этаже и столовой с панорамным видом из окон в бывшей диспетчерской. По определенным дням дом будет открыт для посещения публикой. Сейчас ряд комнат на первом этаже пребывает в аварийном состоянии и находиться в них опасно, поэтому они огорожены сигнальной лентой. Однако Марк Кокс, старший смотритель и менеджер проектов фонда, уверен, что значительную часть оригинальных материалов удастся сохранить. «Весь металл мы будем очищать от ржавчины, и, если он сохранился в достаточном объеме, мы сможем его обработать», — рассказывает он.
«Это место служит напоминанием о важном периоде нашей истории, — говорит Стенфорд. — Мы должны спасти здание, пока это возможно. Результат будет потрясающим».