18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Такой непростой 2023 год: все определяют большой бренд и большая лопата

Маринус ван Реймерсвале. «Сборщик налогов и его жена (Меняла и его жена)». 1539. Фото: Museo Nacional del Prado
Маринус ван Реймерсвале. «Сборщик налогов и его жена (Меняла и его жена)». 1539.
Фото: Museo Nacional del Prado
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Ведущие аукционные дома опубликовали полугодовые показатели. Вкратце: оборот резко упал — но отдельные категории вроде предметов роскоши чувствуют себя великолепно. Впрочем, до настоящего рынка роскоши арт-рынку далеко

Этот год у торговцев искусством выдался тяжелым. Аукционный дом Christie’s сообщил, что за первые шесть месяцев суммарный объем его продаж по всему миру составил $3,2 млрд, что на 23% меньше соответствующего периода прошлого года. Sotheby’s в июле вообще отказался публиковать полугодовой отчет о продажах, и это тоже недобрый знак.

Определяющую роль сыграла заметная нехватка выдающихся лотов на майских торгах модернизма и современного искусства Christie’s, Sotheby’s и Phillips в Нью-Йорке. На фоне набирающей обороты инфляции и поднятия ключевой ставки владельцы не торопились выставлять на продажу свои козыри. Согласно данным лондонского аналитика Pi-eX, суммарная выручка трех аукционных домов составила $1,4 млрд (с комиссией), что значительно ниже $2,5 млрд в мае прошлого года.

Июнь пролил холодный душ на невероятно перегретом рынке аукционных перепродаж молодого искусства. Вспомним май 2022-го: The Now, нью-йоркские торги Sotheby’s с произведениями востребованных молодых художников, прошли тогда с огромным ажиотажем и принесли $72,9 млн. Всего через год с небольшим, в июне 2023-го, лондонская версия формата The Now принесла лишь £8,7 млн ($11 млн).

«На излете рыночного роста люди спекулируют все больше и больше. Сегменты рынка, в которых происходит больше всего перепродаж, первыми страдают в результате рецессии», — рассказывает Роберт Рид, возглавляющий отдел изящных искусств и частных клиентов в лондонской страховой фирме Hiscox, которая коллекционирует современное искусство.

Недавно Нiscox и аналитик ArtTactic выпустили совместный отчет об аукционном рынке свежих произведений искусства, которые повторно продавались в течение двух лет с момента создания. Согласно их отчету, в 2022 году Christie’s, Sotheby’s и Phillips продали 1033 таких лота, что на 116% больше, чем в предыдущем году. «Чем больше перепродаж, тем сильнее перегревается рынок, — говорит Рид. — Это своего рода барометр. В какой-то момент рынок почувствует охлаждение».

Очевидно, коррекции подвергся не только спекулятивный рынок «красных фишек», но и рынок более солидных «голубых фишек». Но здесь общий блеск сохраняется благодаря отдельным ярким моментам. В июне лондонский аукционный сезон подогрела продажа на Sotheby’s написанной в 1917–1918 годах «Дамы с веером» Густава Климта. Коллекционер из Гонконга купил портрет за £85,3 млн, установив европейский аукционный рекорд на работы этого художника.

Рид и другие специалисты отмечают, что нынешнее общее снижение продаж вряд ли перерастет хоть в какое-то подобие обвала, по крайней мере в верхнем сегменте рынка. «Происходит ровно то же самое, что и на рынке недвижимости, — поясняет Рид. — Люди не хотят продавать на падающем рынке».

Некоторое число спекулянтов и менее обеспеченных покупателей могло вый­ти из игры из-за высокой процентной ставки, а более крупные игроки не торопятся продавать на фоне общей экономической нестабильности. Однако костяк арт-рынка, который составляет несколько сотен сверхбогатых коллекционеров, скорее просто стал менее активным, чем пострадал от какого-то значительного сокращения капитала.

Как часто говорят, арт-рынок — это на самом деле не один, а несколько рынков. Так, традиционные списки проданных на Art Basel работ, опубликованные в июне такими крупнейшими дилерами с международным охватом, как Hauser & Wirth, Pace, David Zwirner и White Cube, по-видимому, подтверждают свежие выводы составителей отчета Art Basel и UBS о том, что в 2023 году у «дилеров, работающих в верхнем сегменте рынка, продажи идут гораздо лучше, чем у их коллег из сегментов ниже».

Состоятельные владельцы искусства, которые были готовы расстаться с выдающимися работами звездных авторов, судя по всему, предпочитали это делать на ярмарках. Например, Pace продала от имени частного клиента триптих «Джиролата» (1963) Джоан Митчелл за $14 млн.

В то же время, как рассказывает живущий в Берлине арт-консультант Майкл Шорт, другие экспоненты ярмарки Art Basel были рады просто покрыть свои расходы, некоторые жаловались, что среди посетителей мало американцев. «На галереи средней руки это не повлияло. А вот галеристы помоложе рассчитывали на американских „спекулятивных коллекционеров“», — объясняет Шорт. Похоже, что для покупателей с других континентов, планирующих один долгий перелет в Европу в год, проходящая в октябре Paris+ станет более привлекательной альтернативой Art Basel.

Бен Следсенс. «Свободный человек». 2022. Фото:  Paris+ par Art Basel
Бен Следсенс. «Свободный человек». 2022.
Фото: Paris+ par Art Basel

Ощущение, что мегадилеры и галереи поменьше работают на совершенно разных рынках, еще более окрепло в июле, когда расположенная в лондонском районе Мэйфейр Simon Lee Gallery, регулярно принимающая участие в Art Basel, перешла под внешнее управление. В то же время зарегистрированная в Великобритании Hauser & Wirth, чья прибыль, согласно поданным в Регистрационную палату документам, в 2021 году составила £13,2 млн после вычета налогов при обороте £93,3 млн, опубликовала расписание выставок-продаж на осень в своих галереях в Западном Голливуде, Нью-Йорке, в деловом центре Лос-Анджелеса, в Монако, Цюрихе, Лондоне, Париже и Сомерсете.

«Идет процесс индустриализации, — говорит брюссельский коллекционер Ален Серве, комментируя экспансию и консолидацию крупнейших компаний на рынке искусства. — Идет мощный приток потребителей и денег. Остается только вооружиться достаточно большой лопатой, чтобы грести прибыль».

Парижский дилер Эмманюэль Перротен явно знает толк в больших лопатах: в июне он объявил, что продает 60% доли в фирме французской инвестиционной компании Colony IM, чтобы расширить свой бизнес, который и так уже охватывает десять галерей по всему миру.

Однако, быть может, продажа искусства — как и продажа предметов роскоши — зависит от силы бренда не меньше, чем от величины лопаты, в особенности учитывая тот факт, что новичкам приходится на свой страх и риск выкладывать чувствительные пяти- или шестизначные суммы, только чтобы войти в игру.

В недавнем интервью New York Times директор Art Basel Ноа Горовиц сказал, что для людей «бренд важен как никогда раньше» и что они покупают у галерей на Art Basel, «потому что мы бренд».

И соперница его ярмарки Frieze, которая только что обзавелась лопатой побольше, достигнув договоренностей о покупке нью-йоркской Armory Show и Expo Chicago, — это тоже бренд. И такие знаменитые художники, как Яёи Кусама, Дэмиен Хёрст, KAWS, Аниш Капур и даже Ай Вэйвэй, тоже превратились в бренды. Мегагалереи вроде Hauser & Wirth и Gagosian (в совет директоров которой недавно вошла Дельфин Арно, вице-президент корпорации LVMH) умеют быстро превращать таких восходящих звезд мира искусства, как Кристина Куорлз и Джаде Фадоджутими, в надежные — и дорогие — международные бренды.

Примечательно, что главным светлым пятном в полугодовых результатах Christie’s стала категория рос­коши, где продажи взлетели до $590 млн. Это на 43% больше, чем в аналогичном периоде 2022 года. Рекордный полугодовой результат компании в этом секторе за всю ее историю. Наибольший вклад внесли клиенты из Азии, известные любовью к западным люксовым брендам.

Впрочем, во многих странах инфляция в последнее время снижается. За первые семь месяцев 2023 года индекс S&P 500 вырос на 20%. Грядущая ноябрьская серия торгов в Нью-Йорке еще может привлечь высококлассные коллекции.

Но, несмотря на все разговоры о притоке новых покупателей на мировой арт-рынок, с 2011 года годовой объем продаж на нем, согласно оценке авторов отчета о состоянии рынка искусства Art Basel и UBS, остается на уровне $63–68 млрд. В то же время прибыль концерна LVMH, крупнейшего в мире производителя предметов роскоши, в минувшем году выросла на 23% по сравнению с 2021 годом и составила $85,9 млрд. Тот факт, что годовой оборот лишь одного производителя предметов роскоши больше, чем суммарный оборот всего мирового арт-рынка, заставляет задуматься. Не остается никаких сомнений в том, что сегодня все определяют большой бренд и большая лопата. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+