Биеннале в Сан-Паулу, вторая старейшая в мире после Венецианской, главный художественный смотр Южной Америки, была основана в 1951 году бразильским промышленником Чиччиллу Матараззу спустя всего несколько лет после открытия в 1947 году Музея искусств Сан-Паулу Ассиса Шатобриана (MASP), первого в стране музея современного искусства. В 35-м выпуске биеннале, которая проходит под названием «Хореографии невозможного», танец рассматривается как отправная точка для решения проблем деколонизации, защиты окружающей среды и сопротивления репрессивным политическим структурам.
Впервые в истории биеннале основное внимание уделяется художникам так называемого глобального Юга. Выставка включает более 1 тыс. работ 121 автора, из которых более 80% — цветные. В состав кураторской группы входят бразильский куратор Диана Лима, португальская художница и писательница Града Киломба, бразильский куратор и антрополог Элиу Менезес и испанский художник и куратор Мануэль Борха-Вильель, бывший директор Центра искусства королевы Софии в Мадриде.
«Наша цель состояла в том, чтобы создать биеннале, свободную от категорий и ограничивающих структур, выходящую за рамки географических и геополитических понятий, — пишут кураторы в совместном заявлении. — Мы выбрали децентрализованную систему, сознательно предпочитая не иметь главного куратора и тем самым растворяя иерархические структуры и способствуя равному вкладу всех участников. Мы придерживались этого принципа и при отборе художников».
«Разнообразие возникло естественным образом — не как преднамеренное усилие, а как отражение многогранной природы нашего современного художественного ландшафта. Мы не обращали внимания на отдельные национальности, признавая, что сама концепция национальности может быть продуктом колониальных и устаревших категорий», — добавляют кураторы.
Выставка открывается несколькими произведениями, созданными специально для биеннале, в том числе кинетической инсталляцией Mimenekenu É Lá Tempo (2023) франко-бразильской художницы Аны Пи и Таата Ква Нкиси Мута Име, верховного жреца религии кандомбле. Работа, состоящая из серии колеблющихся шестов, видеоинсталляций туманных облаков и керамических следов, напоминает ритуальный танец в честь «ориша», божества, связанного с воздухом и ветром. Как и эта работа, некоторые из самых ярких произведений, хотя и потенциально эзотерических для иностранной аудитории, рассматривают переплетение Африки и Бразилии через призму кандомбле и других культов африканских диаспор, которые сформировались в Бразилии, когда порабощенные африканцы — большинство из них происходило из племен йоруба, банту и гбе — начали соединять свои верования с католицизмом португальских колонистов.
Кандомбле широко практиковалась в Бразилии с XIX века, но была официально признана только в 1976 году, и ее адепты долгое время сталкивались с преследованиями. Серия 16-миллиметровых фильмов американской танцовщицы и антрополога Кэтрин Данэм, таких как «Шанго» (1947) и «Прачка» (1956), запечатлела церемонии кандомбле в те десятилетия, когда эта практика была запрещена, показывая посвященных разного расового происхождения, исполняющих ритуальные танцы. Бразильский художник Даниель Ли объединяет визуальные элементы духовного центра кандомбле с элементами буддийских и католических ритуальных пространств и культа умбанды в Outres (2023) — инсталляции из органических материалов вроде спор грибов, которые будут прорастать во время работы выставки, и текстиля, вплетенного в колонны павильона биеннале. Эта работа представляет собой монументальное расширение инсталляции Ли «Безымянные сущности», созданной им в 2022 году в Новом музее в Нью-Йорке. На выставке также демонстрируются видео бразильского художника Луиса де Абреу, такие как «Черная мода» (2006) и «Самба ду криолу дойду» (2004), критикующие миф о расовой демократии в Бразилии, изображая танцевальные представления с преимущественно обнаженными артистами, призванными символизировать стереотипные и расистские ожидания в отношении художественного репертуара чернокожих бразильцев.
Несколько других работ исследуют движение в духовном и природном мирах с точки зрения коренных народов Южной Америки, размышляя о состоянии Амазонки, поскольку администрация нынешнего президента Лулы прилагает значительные усилия по борьбе с вырубкой лесов, незаконной добычей полезных ископаемых и посягательством на земли индейцев. За несколько дней до открытия выставки федеральное правительство объявило об уничтожении более 300 нелегальных шахтерских плотов в ходе крупнейшей на сегодняшний день подобной операции в штате Амазонас, родине яномами, коренного народа, практически уничтоженного, когда на их землях в 1940-х годах было обнаружено золото.
Фильм Аиды Харики Яномами «Тхуэ пихи кууви» («Думающая женщина») (2023) представляет собой поэтический документ о племенах яномами. Это наблюдение за приготовлением галлюциногенного нюхательного табака якоана и другими традициями, сохранившимися со времени первого контакта яномами с христианскими миссионерами в 1910-х годах. Серия альбомов автора из числа коренных народов — Габриела дус Сантус Жентила, шамана и активиста из племени тукано — также рассматривает вопрос сохранения древних знаний из Амазонии, включая убедительные рисунки и тексты, документирующие космологию тукано.
Другие работы исследуют эту тему через более абстрактный подход, как, например, серия бразильской художницы Сонии Гомес, которая переплетает найденные или подаренные ткани в лирические скульптуры, вдохновленные динамизмом бразильского танца. Еще одним заметным экспонатом на выставке является «Темплу ди Ошала» (1977) бразильского художника Рубена Валентина — инсталляция, состоящая из 20 белых скульптур, ритмом своих геометрических контуров напоминающая литургические афробразильские формы.
Организаторы прогнозируют, что биеннале соберет более 1 млн посетителей, на 250 тыс. больше в сравнении с прошлым годом. Ожидается, что выставка также привлечет рекордное количество иностранных гостей, поскольку Бразилия продолжает развивать международные связи и расширять свое присутствие на мировом художественном рынке. «Хотя нам предстоит пройти долгий путь, мы чувствуем, что эта волна перемен несет нас. Мы надеемся, что эта биеннале повысит осведомленность о богатом историческом и культурном наследии Бразилии», — заявляют кураторы.
Биеннале в Сан-Паулу — вторая в мире по продолжительности после Венецианской биеннале, куратором которой в следующем году станет Адриано Педроза из Бразилии, первый латиноамериканский куратор, когда-либо встававший у ее руля.
Биеннале Сан-Паулу
«Хореографии невозможного»
До 10 декабря