18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Умер Фернандо Ботеро, мастер крупной формы

Фернандо Ботеро. Фото: Museum of Antioquia
Фернандо Ботеро.
Фото: Museum of Antioquia

Колумбийский художник Фернандо Ботеро скончался на 92-м году жизни. Он был знаменит картинами и скульптурами с гипертрофированно увеличенными фигурами героев

Фернандо Ботеро, колумбийский художник и скульптор, известный своими причудливо округлыми фигурами, умер в возрасте 91 года. Его дочь Лина Ботеро сообщила, что он скончался в Монако от осложнений, связанных с пневмонией.

Хотя художник провел большую часть своей жизни в Европе и Соединенных Штатах, его детство в Колумбии, а также политические события и классовая борьба на его родине оставались центральными в его творчестве. Ботеро родился в Медельине в 1932 году. Он был вторым из трех сыновей. Его отец был продавцом и умер от сердечного приступа, когда Ботеро было всего четыре года, а его мать была швеей. Дядя записал юного Ботеро в школу корриды, но в тот день, когда инструкторы должны были вывести настоящего быка, Ботеро — вместе с большинством своих одноклассников — ушел и больше не вернулся (позже матадоры и коррида стали центральными мотивами его творчества). Ботеро поступил в иезуитскую школу, но когда он сдал эссе под названием «Пабло Пикассо и нонконформизм в искусстве», его отчислили за пропаганду светских художественных идеалов. Ботеро начал работать иллюстратором и сценографом, а затем в 1951 году переехал в столицу Колумбии Боготу.

Скульптура Фернандо Ботеро на площади Ботеро в Медельине, Колумбия. 17 апреля 2022 г. Фото: EPA/Luis Eduardo Noriega A./TASS
Скульптура Фернандо Ботеро на площади Ботеро в Медельине, Колумбия. 17 апреля 2022 г.
Фото: EPA/Luis Eduardo Noriega A./TASS

После своей первой персональной выставки в Боготе в 1952 году Ботеро отправился в Мадрид, чтобы учиться в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, затем переехал в Париж, а после — во Флоренцию, где изучал мастеров эпохи Возрождения и обучался фресковой живописи.

С середины 1950-х годов он перемещался между Европой, Мексикой и Колумбией и за это время развил свой узнаваемый стиль. В 1960 году Ботеро переехал в Нью-Йорк, но его с трудом воспринимали в среде, где доминирующими стилями были поп-арт и абстрактный экспрессионизм.

Фернандо Ботеро. «Женщина». 1987. Фото: Christie's
Фернандо Ботеро. «Женщина». 1987.
Фото: Christie's

Случайная встреча с куратором Музея современного искусства Дороти Миллер помогла ему встать на ноги. Она увидела его работу «Мона Лиза в двенадцать лет» (1959) и приобрела для музея. «Они повесили ее на отличном месте, и картина получила массу комментариев», — рассказывал Ботеро в интервью Artforum в 1985 году. «После этого мои работы мало кто видел, моя первая большая выставка в галерее состоялась только в 1972 году. Это был последний раз, когда я получил серьезную критику со стороны нью-йоркской прессы. С тех пор царила полная тишина. Я как будто был прокаженным. Один критик, в частности, пришел посмотреть на мою работу, и ему пришлось стоять перед ней не глядя, потому что он сказал, что его тошнит. Со стороны зрителей, наоборот, я получил внимание», — делился художник. Эту пропасть между коммерческим успехом Ботеро и успехом у критиков часто объясняли доступностью его работ. Искусствоведы часто не видели ничего особенного в причудливых фигурах Ботеро, которые так нравились людям.

Скульптура Фернандо Ботеро, временно установленная рядом с Бранденбургскими воротами в Берлине. Фото: imago/PEMAX/TASS
Скульптура Фернандо Ботеро, временно установленная рядом с Бранденбургскими воротами в Берлине.
Фото: imago/PEMAX/TASS

«Моя популярность связана с разрывом между современным искусством, где все неясно, и зрителем, который часто чувствует, что ему нужен профессор, чтобы объяснить, хорошо это или нет, — сказал Ботеро газете Los Angeles Times в 2012 году. — Я считаю, что картина должна напрямую говорить со зрителем с помощью композиции, цвета и дизайна, без объяснения профессора».

Несмотря на популярность, художник никогда не избегал сложных тем. В 2005 году он создал знаменитую серию картин, изображающих пытки, применявшиеся американскими солдатами в иракской тюрьме Абу-Грейб. Он также часто писал картины, изображающие политические беспорядки в его родной стране, в том числе изображения убийства Пабло Эскобара. «Я надеюсь, что это станет свидетельством ужасного момента, времени безумия в этой стране», — сказал Ботеро об этих картинах в 2004 году.

Фернандо Ботеро. «Танцоры». 2002. Фото: Kunsthal Rotterdam
Фернандо Ботеро. «Танцоры». 2002.
Фото: Kunsthal Rotterdam

Ботеро был женат трижды. Он и его последняя жена, греческая художница София Вари, оставались вместе со свадьбы в 1978 году до ее смерти в мае этого года. У него остались трое детей от первого брака и множество внуков, а его сын Педро от второго брака погиб в автокатастрофе в 1970-х годах, когда ему было всего пять лет; Ботеро тоже находился в машине и получил травму. В 2000 году в Боготе открылся Музей Ботеро, в котором собрано более 100 работ художника, а также десятки произведений из его личной коллекции.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+