Фернандо Ботеро, колумбийский художник и скульптор, известный своими причудливо округлыми фигурами, умер в возрасте 91 года. Его дочь Лина Ботеро сообщила, что он скончался в Монако от осложнений, связанных с пневмонией.
Хотя художник провел большую часть своей жизни в Европе и Соединенных Штатах, его детство в Колумбии, а также политические события и классовая борьба на его родине оставались центральными в его творчестве. Ботеро родился в Медельине в 1932 году. Он был вторым из трех сыновей. Его отец был продавцом и умер от сердечного приступа, когда Ботеро было всего четыре года, а его мать была швеей. Дядя записал юного Ботеро в школу корриды, но в тот день, когда инструкторы должны были вывести настоящего быка, Ботеро — вместе с большинством своих одноклассников — ушел и больше не вернулся (позже матадоры и коррида стали центральными мотивами его творчества). Ботеро поступил в иезуитскую школу, но когда он сдал эссе под названием «Пабло Пикассо и нонконформизм в искусстве», его отчислили за пропаганду светских художественных идеалов. Ботеро начал работать иллюстратором и сценографом, а затем в 1951 году переехал в столицу Колумбии Боготу.
После своей первой персональной выставки в Боготе в 1952 году Ботеро отправился в Мадрид, чтобы учиться в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, затем переехал в Париж, а после — во Флоренцию, где изучал мастеров эпохи Возрождения и обучался фресковой живописи.
С середины 1950-х годов он перемещался между Европой, Мексикой и Колумбией и за это время развил свой узнаваемый стиль. В 1960 году Ботеро переехал в Нью-Йорк, но его с трудом воспринимали в среде, где доминирующими стилями были поп-арт и абстрактный экспрессионизм.
Случайная встреча с куратором Музея современного искусства Дороти Миллер помогла ему встать на ноги. Она увидела его работу «Мона Лиза в двенадцать лет» (1959) и приобрела для музея. «Они повесили ее на отличном месте, и картина получила массу комментариев», — рассказывал Ботеро в интервью Artforum в 1985 году. «После этого мои работы мало кто видел, моя первая большая выставка в галерее состоялась только в 1972 году. Это был последний раз, когда я получил серьезную критику со стороны нью-йоркской прессы. С тех пор царила полная тишина. Я как будто был прокаженным. Один критик, в частности, пришел посмотреть на мою работу, и ему пришлось стоять перед ней не глядя, потому что он сказал, что его тошнит. Со стороны зрителей, наоборот, я получил внимание», — делился художник. Эту пропасть между коммерческим успехом Ботеро и успехом у критиков часто объясняли доступностью его работ. Искусствоведы часто не видели ничего особенного в причудливых фигурах Ботеро, которые так нравились людям.
«Моя популярность связана с разрывом между современным искусством, где все неясно, и зрителем, который часто чувствует, что ему нужен профессор, чтобы объяснить, хорошо это или нет, — сказал Ботеро газете Los Angeles Times в 2012 году. — Я считаю, что картина должна напрямую говорить со зрителем с помощью композиции, цвета и дизайна, без объяснения профессора».
Несмотря на популярность, художник никогда не избегал сложных тем. В 2005 году он создал знаменитую серию картин, изображающих пытки, применявшиеся американскими солдатами в иракской тюрьме Абу-Грейб. Он также часто писал картины, изображающие политические беспорядки в его родной стране, в том числе изображения убийства Пабло Эскобара. «Я надеюсь, что это станет свидетельством ужасного момента, времени безумия в этой стране», — сказал Ботеро об этих картинах в 2004 году.
Ботеро был женат трижды. Он и его последняя жена, греческая художница София Вари, оставались вместе со свадьбы в 1978 году до ее смерти в мае этого года. У него остались трое детей от первого брака и множество внуков, а его сын Педро от второго брака погиб в автокатастрофе в 1970-х годах, когда ему было всего пять лет; Ботеро тоже находился в машине и получил травму. В 2000 году в Боготе открылся Музей Ботеро, в котором собрано более 100 работ художника, а также десятки произведений из его личной коллекции.