18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Умер Фернандо Ботеро, мастер крупной формы

Фернандо Ботеро. Фото: Museum of Antioquia
Фернандо Ботеро.
Фото: Museum of Antioquia

Колумбийский художник Фернандо Ботеро скончался на 92-м году жизни. Он был знаменит картинами и скульптурами с гипертрофированно увеличенными фигурами героев

Фернандо Ботеро, колумбийский художник и скульптор, известный своими причудливо округлыми фигурами, умер в возрасте 91 года. Его дочь Лина Ботеро сообщила, что он скончался в Монако от осложнений, связанных с пневмонией.

Хотя художник провел большую часть своей жизни в Европе и Соединенных Штатах, его детство в Колумбии, а также политические события и классовая борьба на его родине оставались центральными в его творчестве. Ботеро родился в Медельине в 1932 году. Он был вторым из трех сыновей. Его отец был продавцом и умер от сердечного приступа, когда Ботеро было всего четыре года, а его мать была швеей. Дядя записал юного Ботеро в школу корриды, но в тот день, когда инструкторы должны были вывести настоящего быка, Ботеро — вместе с большинством своих одноклассников — ушел и больше не вернулся (позже матадоры и коррида стали центральными мотивами его творчества). Ботеро поступил в иезуитскую школу, но когда он сдал эссе под названием «Пабло Пикассо и нонконформизм в искусстве», его отчислили за пропаганду светских художественных идеалов. Ботеро начал работать иллюстратором и сценографом, а затем в 1951 году переехал в столицу Колумбии Боготу.

Скульптура Фернандо Ботеро на площади Ботеро в Медельине, Колумбия. 17 апреля 2022 г. Фото: EPA/Luis Eduardo Noriega A./TASS
Скульптура Фернандо Ботеро на площади Ботеро в Медельине, Колумбия. 17 апреля 2022 г.
Фото: EPA/Luis Eduardo Noriega A./TASS

После своей первой персональной выставки в Боготе в 1952 году Ботеро отправился в Мадрид, чтобы учиться в Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, затем переехал в Париж, а после — во Флоренцию, где изучал мастеров эпохи Возрождения и обучался фресковой живописи.

С середины 1950-х годов он перемещался между Европой, Мексикой и Колумбией и за это время развил свой узнаваемый стиль. В 1960 году Ботеро переехал в Нью-Йорк, но его с трудом воспринимали в среде, где доминирующими стилями были поп-арт и абстрактный экспрессионизм.

Фернандо Ботеро. «Женщина». 1987. Фото: Christie's
Фернандо Ботеро. «Женщина». 1987.
Фото: Christie's

Случайная встреча с куратором Музея современного искусства Дороти Миллер помогла ему встать на ноги. Она увидела его работу «Мона Лиза в двенадцать лет» (1959) и приобрела для музея. «Они повесили ее на отличном месте, и картина получила массу комментариев», — рассказывал Ботеро в интервью Artforum в 1985 году. «После этого мои работы мало кто видел, моя первая большая выставка в галерее состоялась только в 1972 году. Это был последний раз, когда я получил серьезную критику со стороны нью-йоркской прессы. С тех пор царила полная тишина. Я как будто был прокаженным. Один критик, в частности, пришел посмотреть на мою работу, и ему пришлось стоять перед ней не глядя, потому что он сказал, что его тошнит. Со стороны зрителей, наоборот, я получил внимание», — делился художник. Эту пропасть между коммерческим успехом Ботеро и успехом у критиков часто объясняли доступностью его работ. Искусствоведы часто не видели ничего особенного в причудливых фигурах Ботеро, которые так нравились людям.

Скульптура Фернандо Ботеро, временно установленная рядом с Бранденбургскими воротами в Берлине. Фото: imago/PEMAX/TASS
Скульптура Фернандо Ботеро, временно установленная рядом с Бранденбургскими воротами в Берлине.
Фото: imago/PEMAX/TASS

«Моя популярность связана с разрывом между современным искусством, где все неясно, и зрителем, который часто чувствует, что ему нужен профессор, чтобы объяснить, хорошо это или нет, — сказал Ботеро газете Los Angeles Times в 2012 году. — Я считаю, что картина должна напрямую говорить со зрителем с помощью композиции, цвета и дизайна, без объяснения профессора».

Несмотря на популярность, художник никогда не избегал сложных тем. В 2005 году он создал знаменитую серию картин, изображающих пытки, применявшиеся американскими солдатами в иракской тюрьме Абу-Грейб. Он также часто писал картины, изображающие политические беспорядки в его родной стране, в том числе изображения убийства Пабло Эскобара. «Я надеюсь, что это станет свидетельством ужасного момента, времени безумия в этой стране», — сказал Ботеро об этих картинах в 2004 году.

Фернандо Ботеро. «Танцоры». 2002. Фото: Kunsthal Rotterdam
Фернандо Ботеро. «Танцоры». 2002.
Фото: Kunsthal Rotterdam

Ботеро был женат трижды. Он и его последняя жена, греческая художница София Вари, оставались вместе со свадьбы в 1978 году до ее смерти в мае этого года. У него остались трое детей от первого брака и множество внуков, а его сын Педро от второго брака погиб в автокатастрофе в 1970-х годах, когда ему было всего пять лет; Ботеро тоже находился в машине и получил травму. В 2000 году в Боготе открылся Музей Ботеро, в котором собрано более 100 работ художника, а также десятки произведений из его личной коллекции.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+