Что хранит музей? Что стоит за названием «Музей Востока»?
Музей Востока собирает все, что не относится к западному и североамериканскому искусству (хотя очень небольшая коллекция, десять предметов, американской станковой живописи первой половины XX века у нас все же имеется). У нас есть коллекции от Чукотки до Южной Африки и от Японии до Марокко. Включая острова Тихоокеанского региона. Есть небольшие коллекции из Южной Америки (несколько предметов инкской культуры), кое-что с острова Пасхи.
За 105 лет существования музея в него передавали все, что не относится к западному миру. Он получал отдельные вещи и целые коллекции из Музейного фонда, созданного сразу после революции, из национализированных особняков и антикварных лавок. Многое покупалось. Так, в 1918 году за 50 тыс. руб. у Константина Федоровича Некрасова была приобретена коллекция персидских фаянсов, изразцов, рукописей и миниатюр, и поныне составляющая гордость нашего собрания. Нам передавались непрофильные коллекции из других музеев. Например, из музея Дмитрия Бурылина, иваново-вознесенского мецената, коллекционера и просветителя, перешла восточная часть его коллекции, а из музея-усадьбы «Остафьево» — предметы восточного искусства, собранные поэтом Петром Андреевичем Вяземским и его сыном Павлом. Только что мы открыли там совместную выставку.
1972–2006 работал в Институте востоковедения Академии наук, участвовал в археологических экспедициях
С 2006 возглавляет Государственный музей искусства народов Востока
Доктор исторических наук, член редколлегий отечественных и зарубежных академических журналов, автор более 160 научных работ
Как коллекция пополняется сейчас?
С 1926 года музей организует археологические экспедиции, и до 1991 года практически все найденные при раскопках предметы поступали в наш музей. Сейчас, к сожалению, практика несколько другая, но мы сохранили наши экспедиции на Северном Кавказе и на Чукотке, и они продолжают пополнять наши коллекции. Получаем мы материалы раскопок и из экспедиций других научных учреждений.
До самого недавнего времени сохранялись у нас научно-собирательские экспедиции. Буквально несколько лет назад наши сотрудники побывали в Тыве и приобрели прекрасные образцы народного искусства, существенно обогатив наши центральноазиатские коллекции. К сожалению, как и многое в нашей жизни, сейчас подобные предприятия сильно зависят от финансирования.
И наконец, с первых лет существования музея и по сей день его собрание пополняется дарами.
Наверное, особняк Луниных на Никитском бульваре, где сейчас основное здание музея, вам уже мал?
Мал — не то слово. Музею места никогда не было достаточно. Когда-то он располагался в относительно небольшом здании церкви Ильи Пророка на Воронцовом Поле. Там были и фонды, и административные помещения, и постоянная экспозиция, и залы временных выставок, и реставрационные мастерские… Потом мы получили это здание — городскую усадьбу XIX века на Никитском бульваре, дом Лунина. Храм вернули патриархии, взамен получили павильон на ВДНХ (павильон № 13, бывший павильон Армянской ССР, позже — «Здравоохранение». — TANR). Еще один павильон арендовали (сейчас в нем расположены наши реставрационные мастерские). И все равно места не хватает.
Недавно Третьяковская галерея отказалась от выставок в павильоне № 1 на ВДНХ, который не устроил ее по климатическим условиям. Насколько удобна вам площадка на ВДНХ?
Музейный климат мы организовали. Там были проблемы, но министерство пошло нам навстречу, выделило дополнительные средства, и сейчас температурно-влажностный режим полностью соответствует музейным нормам.
Помимо хранения, в 13-м павильоне мы смогли организовать и две экспозиции. Одна — по типу открытого хранения: в больших витринах выставлена часть наших фондов. Во втором зале павильона организована экспозиция произведений Николая и Святослава Рерихов «Музей Рерихов на ВДНХ. Ковчег будущего». Наше рериховское собрание существенно пополнилось предметами из Советского фонда Рерихов, и на ВДНХ мы сейчас выставляем несколько сот произведений и мемориальных вещей этих выдающихся русских художников. Никогда прежде мы не могли показать так много. Посещаемость музея выросла почти в два раза с открытием этой экспозиции.
Музей Рерихов так и останется на ВДНХ?
Нет, это его временное пристанище, он вернется в усадьбу Лопухиных в Малом Знаменском переулке, которая сейчас в ведении Музея Востока. Усадьбу ждет реставрация, дорогая и длительная. Собственно, это и было причиной переезда и открытия экспозиции Рерихов на ВДНХ.
Недавно вы получили еще одно здание и еще одно направление работы: вам поручено организовать музей Африки в бывшем здании ГЦСИ на Зоологической улице.
Вы начинаете с конца. А начало было в 2019 году, когда после первого саммита Россия — Африка, состоявшегося в Сочи, был дан ряд поручений, среди которых — задание Министерству иностранных дел и Министерству культуры проработать вопрос о создании музея культуры стран Африки на базе Музея Востока. Из всех московских музеев мы единственные, кто имеет небольшую, но достаточно представительную коллекцию африканского искусства. Причем всей Африки: и Северной, и Тропической. Всего около 2 тыс. предметов, попавших в музей разными путями. Даже есть предмет из коллекции Сергея Щукина. Важно отметить, что в составе нашей коллекции нет ни одного предмета, история появления которого в музее была бы напрямую связана с событиями колониальной истории Африки. Основа коллекции сформирована дарами дипломатических представителей африканских стран после обретения ими независимости и официальными закупками. Неоднократно по запросу Министерства культуры мы подтверждали возможность и необходимость создания такого музея. Но было два вопроса: где и на какие деньги?
В преддверии второго саммита Россия — Африка, который только что состоялся в Петербурге, усилия были активизированы. Было принято решение о выделении для музея Африки здания ГЦСИ на Зоологической, которое около семи лет стояло неиспользуемым. Конечно, там крыша протекает, лифты не работают, но его можно привести в порядок, и требуются для этого относительно небольшие средства.
Сейчас мы оформили это здание в оперативное управление, решается вопрос с земельным участком. Наши соседи — дом художника Василия Поленова, теперь филиал Государственного музея-заповедника В.Д.Поленова. Будем с ними «размежевываться» (любимая российская забава — делить землю). Как только откроется финансирование, приступим к работе. У нас уже есть почти готовый проект приспособления здания под наши нужды и даже примерная смета. Здание хорошее, удобное, надо лишь привести его в порядок и немного переустроить первый этаж.
Наверное, мы не сможем в нем создать музей в традиционном понимании. Думаю, это будет некое соединение экспозиции и общественного пространства. Сейчас мы работаем над его концепцией.
Насколько Музей Востока вовлечен в крупные выставочные проекты внутри и вовне России?
Наша выставочная программа всегда была разнообразной и богатой. Мы всегда были открыты — и на Восток, и на Юг, и на Север. Мы не были повернуты на Запад: из-за специфики музея нам сложно устраивать выставки в Европе, потому что там всегда было востребовано что-то связанное с русским искусством, а нашу коллекцию, хоть у нас и есть, конечно, очень неплохие вещи русских художников, работавших на Востоке, не сравнить с коллекцией Третьяковки или Русского музея. Какой смысл везти во Францию предметы китайского искусства из Москвы, когда они могут их получить из Пекина? В силу этого наши выставочные проекты всегда были больше ориентированы на российские регионы.
Однако контакты с зарубежными коллегами существовали, и особенно они активизировались в последнее время, в первую очередь благодаря энтузиазму наших китайских партнеров. Но пандемия резко затормозила этот процесс. До сих пор у нас практически все зарубежные проекты — в интернете.
Расскажите о ближайших планах музея.
Четырнадцатого сентября в основном здании на Никитском бульваре откроется выставка «Восточный базар», в которой мы попытаемся показать, как символ восточного изобилия и, если хотите, сформировавшейся специфической субкультуры нашел свое отражение в живописи и графике. В выставку включены классики ХХ века, работавшие на Востоке, такие как Павел Беньков, Александр Волков, Михаил Курзин, и современные художники.
В конце года планируется выставка про Афанасия Никитина и его «Хожение за три моря». Так мы хотим отметить 555 лет с тех пор, как тверской купец, автор знаменитых путевых записок, двинулся в Персию и Индию. Попытаемся проследить его путь и показать, что он мог там увидеть, чему поразиться, какие монеты были у него в кошельке. В выставке участвуют и другие музеи: Исторический музей, Музей Международного нумизматического клуба, Музей кино, который дает нам материалы к знаменитому советско-индийскому фильму 1958 года, где роль Афанасия Никитина сыграл Олег Стриженов. Спонсорскую помощь в реализации проекта нам оказывает фонд «История Отечества».
Начали работу по подготовке к празднованию двойного юбилея следующего года — 150-летия со дня рождения Николая Рериха и 120-летия со дня рождения его сына Святослава. Мы участвуем в выставке в Третьяковской галерее, которая открывается в этом году, организуем большую выставку из наших фондов в Барнауле, предоставляем экспонаты на выставку в Санкт-Петербургском государственном музее-институте семьи Рерихов, планируем участие в большом выставочном проекте в Государственном Эрмитаже, в Главном штабе.