18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Ретроспектива в Чикаго открывает новые грани творчества Ремедиос Варо

Ремедиос Варо. «Телец». 1962. Фото: Rodrigo Chapa/Museo de Arte Moderno. INBAL/Secretaría de Cultura/Remedios Varo, Artists Rights Society (ARS), New York / VEGAP, Madrid
Ремедиос Варо. «Телец». 1962.
Фото: Rodrigo Chapa/Museo de Arte Moderno. INBAL/Secretaría de Cultura/Remedios Varo, Artists Rights Society (ARS), New York / VEGAP, Madrid
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Испано-мексиканская сюрреалистка, по ее собственному признанию, писала все, что приходило ей в голову. Сегодняшние исследователи творчества Ремедиос Варо признают, что художница умела «заколдовывать материю»

С юных лет Ремедиос Варо (1908–1963) была страстной поклонницей научной фантастики, в том числе таких авторов, как Жюль Верн, Артур Кларк и Рэй Брэдбери. Вот и ее произведения напоминают сцены из фантастических романов, где герои из миров стимпанка проводят алхимические опыты и обмениваются сообщениями с космосом. На выставке в Чикагском институте искусств эти необычные работы представлены под общим названием «Научные фантастики». Как объясняется в пресс-релизе, это словосочетание «отсылает к возможностям, которые Варо соединяла в своем творчестве, стремясь изобразить скрытые связи и невидимые истины».

Мария де лос Ремедиос Алисия Родрига Варо-и-Уранга родилась в Каталонии и с ранних лет проявляла интерес к широкому кругу наук. Отец, инженер-гидравлик, помог ей освоить азы математики, технического рисунка и линейной перспективы. Книги фантастов стали для Варо отдушиной в годы учебы в монастырской школе, где она получала строгое католическое воспитание. Еще до поступления в престижную мадридскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо — где Ремедиос Варо была одной из немногих студенток женского пола — она регулярно посещала отдел старых мастеров в Музее Прадо, где подолгу рассматривала картины Иеронима Босха и Франсиско Гойи.

Ремедиос Варо. «Сотворение птиц». 1957. Фото: Rodrigo Chapa/Museo de Arte Moderno. INBAL/Secretaría de Cultura/Remedios Varo, Artists Rights Society (ARS), New York / VEGAP, Madrid
Ремедиос Варо. «Сотворение птиц». 1957.
Фото: Rodrigo Chapa/Museo de Arte Moderno. INBAL/Secretaría de Cultura/Remedios Varo, Artists Rights Society (ARS), New York / VEGAP, Madrid

С сюрреализмом Варо впервые познакомилась в 1920-е годы, студенткой, а десятилетие спустя начала выставляться в составе близкого к сюрреализму художественного объединения Grupo Logicofobista («Группа логикофобов») в Барселоне. К 1937 году она была вхожа в узкий круг сюрреалистов в Париже, хотя позднее вспоминала, что занимала там положение «застенчивой и скромной слушательницы… внимавшей с открытым ртом этой группе ярких и талантливых людей». После начала Второй мировой войны Ремедиос Варо бежала из Франции в Мексику, где вместе с сюрреалисткой Леонорой Каррингтон и фотохудожницей Кати Хорна образовала сплоченное сообщество европейских изгнанников. Они получили прозвище «три ведьмы».

Именно в Мехико в 1952 году Варо полностью посвятила себя искусству, бросив работу в области технической иллюстрации и рекламы. В тот период она говорила: «Сейчас я не отношусь ни к каким группам; я пишу, что приходит мне в голову, и все».

Экспозиция в Чикагском институте искусств, организованная совместно с Музеем современного искусства Мехико, объединила почти 30 работ, созданных в период краткого расцвета карьеры Ремедиос Варо, которую прервала ее преждевременная смерть в 1963 году.

Ремедиос Варо. «Гармония». 1956. Фото: Collection Eduardo F. Costantini/Remedios Varo, Artists Rights Society (ARS), New York / VEGAP, Madrid.
Ремедиос Варо. «Гармония». 1956.
Фото: Collection Eduardo F. Costantini/Remedios Varo, Artists Rights Society (ARS), New York / VEGAP, Madrid.

Кейтлин Хаскел, куратор из Чикагского института искусств, и независимый куратор Тере Арк пишут в каталоге, что Варо «научилась использовать способность искусства вновь заколдовывать материю», создавая в картинах космические поверхности с богатой текстурой.

В статье каталога, посвященной результатам исследования картин во время подготовительных реставрационных работ перед выставкой, анализируется изысканная и точная техника художницы, напоминающая произведения старых мастеров, которые она так любила в детстве. Варо использовала перламутровую инкрустацию — материал, играющий важную роль в шаманских ритуалах, и покрывала картины мелкозернистыми царапинами, нанесенными, вероятно, кристаллами кварца, которые она «заряжала» в лунном свете и хранила в мастерской как талисманы.

Образы Варо изобилуют мистическими мотивами. «Ее символы говорят о чуде и тайне, как и ее герои, в числе которых одинокие странники, таинственные музыканты и неординарные художники», — пишут кураторы. Идеи художницы были столь же многослойными, как и поверхность ее картин. В них смешивались такие разнообразные источники, как рыцарский роман, экология, эзотерика (включая Таро), феминистская критика, мистицизм и психология.

Кураторы полагают, что жаждущие знаний персонажи Варо представляют собой «аватары» ее собственного непрестанного стремления к духовной трансценденции за пределы видимого мира.  

Чикагский институт искусств
«Ремедиос Варо. Научные фантастики»
До 27 ноября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+