С юных лет Ремедиос Варо (1908–1963) была страстной поклонницей научной фантастики, в том числе таких авторов, как Жюль Верн, Артур Кларк и Рэй Брэдбери. Вот и ее произведения напоминают сцены из фантастических романов, где герои из миров стимпанка проводят алхимические опыты и обмениваются сообщениями с космосом. На выставке в Чикагском институте искусств эти необычные работы представлены под общим названием «Научные фантастики». Как объясняется в пресс-релизе, это словосочетание «отсылает к возможностям, которые Варо соединяла в своем творчестве, стремясь изобразить скрытые связи и невидимые истины».
Мария де лос Ремедиос Алисия Родрига Варо-и-Уранга родилась в Каталонии и с ранних лет проявляла интерес к широкому кругу наук. Отец, инженер-гидравлик, помог ей освоить азы математики, технического рисунка и линейной перспективы. Книги фантастов стали для Варо отдушиной в годы учебы в монастырской школе, где она получала строгое католическое воспитание. Еще до поступления в престижную мадридскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо — где Ремедиос Варо была одной из немногих студенток женского пола — она регулярно посещала отдел старых мастеров в Музее Прадо, где подолгу рассматривала картины Иеронима Босха и Франсиско Гойи.
С сюрреализмом Варо впервые познакомилась в 1920-е годы, студенткой, а десятилетие спустя начала выставляться в составе близкого к сюрреализму художественного объединения Grupo Logicofobista («Группа логикофобов») в Барселоне. К 1937 году она была вхожа в узкий круг сюрреалистов в Париже, хотя позднее вспоминала, что занимала там положение «застенчивой и скромной слушательницы… внимавшей с открытым ртом этой группе ярких и талантливых людей». После начала Второй мировой войны Ремедиос Варо бежала из Франции в Мексику, где вместе с сюрреалисткой Леонорой Каррингтон и фотохудожницей Кати Хорна образовала сплоченное сообщество европейских изгнанников. Они получили прозвище «три ведьмы».
Именно в Мехико в 1952 году Варо полностью посвятила себя искусству, бросив работу в области технической иллюстрации и рекламы. В тот период она говорила: «Сейчас я не отношусь ни к каким группам; я пишу, что приходит мне в голову, и все».
Экспозиция в Чикагском институте искусств, организованная совместно с Музеем современного искусства Мехико, объединила почти 30 работ, созданных в период краткого расцвета карьеры Ремедиос Варо, которую прервала ее преждевременная смерть в 1963 году.
Кейтлин Хаскел, куратор из Чикагского института искусств, и независимый куратор Тере Арк пишут в каталоге, что Варо «научилась использовать способность искусства вновь заколдовывать материю», создавая в картинах космические поверхности с богатой текстурой.
В статье каталога, посвященной результатам исследования картин во время подготовительных реставрационных работ перед выставкой, анализируется изысканная и точная техника художницы, напоминающая произведения старых мастеров, которые она так любила в детстве. Варо использовала перламутровую инкрустацию — материал, играющий важную роль в шаманских ритуалах, и покрывала картины мелкозернистыми царапинами, нанесенными, вероятно, кристаллами кварца, которые она «заряжала» в лунном свете и хранила в мастерской как талисманы.
Образы Варо изобилуют мистическими мотивами. «Ее символы говорят о чуде и тайне, как и ее герои, в числе которых одинокие странники, таинственные музыканты и неординарные художники», — пишут кураторы. Идеи художницы были столь же многослойными, как и поверхность ее картин. В них смешивались такие разнообразные источники, как рыцарский роман, экология, эзотерика (включая Таро), феминистская критика, мистицизм и психология.
Кураторы полагают, что жаждущие знаний персонажи Варо представляют собой «аватары» ее собственного непрестанного стремления к духовной трансценденции за пределы видимого мира.
Чикагский институт искусств
«Ремедиос Варо. Научные фантастики»
До 27 ноября