Еще до открытия, с самого утра в день профессионального превью, на стендах blazar появились первые красные кружки, а то и пустые гвозди. И это уже традиция. Коллекционеры-одиночки, дилеры и консультанты, члены всевозможных интеллектуальных клубов спешат прочесать ярмарку в поисках самых интересных новых звезд и не скупятся, так как в основной массе цены тут очень щадящие. Для галерей установлена ценовая планка до 300 тыс. руб. за что-нибудь большое (хотя встречаются и исключения — попался огромный холст за 600 тыс. руб.), нижний рубеж же самый демократичный — если есть такая задача, то и на 50 тыс. руб. можно купить несколько работ.
Ярмарка молодого искусства blazar, возникшая как сателлит большой ярмарки Cosmoscow, открывающейся на следующей неделе, все еще ищет свой формат. Так, по сравнению с предыдущими годами количество галерей уменьшилось с 35 до 20, а учебные арт-заведения вместо сепаратных стендов получили один общий, где все на равных и всё по 5 тыс. руб. (это тиражная графика двух десятков авторов). Директор Музея Москвы Анна Трапкова считает, что теперь уже трудно делить наши художественные вузы на модные и немодные, как это было еще несколько лет назад, и что Академия Штиглица в каких-то вещах даст фору Школе Родченко или «Вышке». Вообще статус blazar явно повысился в ее глазах — впервые ярмарка проходит в главном корпусе музея, где обычно показывают самые важные выставки. «Музей города — это ведь не только история, а кто лучше современных художников покажет многообразие современной городской жизни?» — говорит Анна Трапкова.
В самом деле, уже первый стенд, встречающий посетителя, как раз про гримасы нашей современной жизни. Это коллаж из распоротых и распотрошенных на куски брендовых сумочек и прочей санкционной роскоши с логотипами, которая теперь продается в интернете, предоставленных ресейл-платформой The Cultt. В этом коллаже есть только один подлинный фрагмент, все остальное — подделки, и художница Катя Афонина предлагает угадать, какой именно. Это забавная метафора того, что происходит и в мире искусства, полном фейков, копий и повторов. Уже на другом стенде Катя показывает те же сумочки, но керамические — Dior, например, можно приобрести за 50 тыс. руб., и это точно будет оригинальное произведение художника.
Кроме стендов галерей, blazar привлекает и своей выборкой независимых художников. В этой секции жесткая конкуренция — из более чем 1 тыс. заявок экспертный совет отобрал 80 участников (и это при том, что в прошлом году их было 60). Стенды для них бесплатны, но в случае продаж 50% художники отдают ярмарке.
Преобладают традиционные техники — живопись, рисунки, та же керамика, фотографии, текстильные штуки. В случае молодого искусства налет вполне понятной и даже трогательной вторичности входит в правила игры, которая заключается в том, чтобы сквозь него разглядеть индивидуальность. Например, кто только не вышивает сегодня картины красными нитками, но Алена Пасхина («Пиранези LAB») делает это с натуры, на пленэре, кладя стежки как штрихи или мазки. Многие галеристы хвастают тем, у кого учились их художники, — так, особой популярностью пользуются ученицы Владимира Дубосарского — они не боятся больших форматов и лихой палитры. Да, кажется на первый взгляд, что на ярмарке преобладают девушки, но организаторы уверяют, что гендерная пропорция примерно 60/40 в пользу женщин.
Галерейный бокс стоит 250 тыс. руб., и кастинг происходил и тут: было подано 40 заявок на 20 мест. Предпочтение отдавалось новым галереям и тем, кто прицельно работает с молодыми художниками, рассказала Анна Наумова, соучредитель ярмарки.
Тем не менее галерейная компания получилась неоднородная и парадоксальная. С одной стороны, давно существующие галереи-тяжеловесы — как работающая с 2004 года московская Ruarts Марианны Сардаровой или самарская «Виктория», основанная годом позже председателем правления ОАО «Новатэк» Леонидом Михельсоном и имеющая практически музейный статус (там показывали выставки из коллекции Третьяковки), и казанский центр «Смена», и ключевая для Нижнего галерея с резиденциями «9Б» (на их стенде — инсталляция Юрия Отинова и Полины Пиндур с масками и объектами из папье-маше по 30–50 тыс. руб.), петербургская DiDi. Плюс амбициозные столичные новички со своей программой, как «Наковальня» с ее интересом к субкультурам и масскульту (у них прекрасны работы братьев Матвеевых по мотивам постсоветского телевидения) и недавно открывшаяся Sistema, культурный отпрыск АФК «Система», — на ее стенде можно видеть впечатляющую фотоинсталляцию Саши Якутиной. С другой стороны — эфемерные галерейные создания, или, как теперь принято их называть, поп-ап проекты, не имеющие своей недвижимости и кочующие по разным локациям, или только что осевшие где-то, или собирающиеся открыть свою квартирную галерею — как Oily Oil. И в этом смысле blazar — отличное место для знакомства с подвижной московской арт-сценой.
Директор ярмарки Александра Лекомцева делает большую ставку на партнерские спецпроекты — с «Яндексом», Агентством креативных индустрий и другими компаниями, они занимают чуть ли не треть пространства и показывают самые разные направления, где могут себя применить молодые художники. Это «Ремесла» с «Яндекс.Маркетом» — тарелки, подсвечники и прочие прикладные вещи по эскизам современных художников, раздел дигитального искусства — цифровые произведения продаются вместе с телевизорами, оснащенными умной «Алисой». Но есть и более скромные фиджитал-рамочки с движущимся изображением. Еще одна модная тенденция — общение художников с нейросетью, это тоже партнерский проект. Наконец, представлено и такое экзотическое направление, как ольфакторное, то есть пахучее искусство. Художница Анна Кабирова составила замысловатые композиции из ароматов, погружающие в сны не без кошмаров, — например, запах гари тоже присутствует. Колбы с пахучими порошками оформлены в рамочки и продаются как картины.
Региональным гостем ярмарки на сей раз стал Нижний Новгород, где власти активно поддерживают современное искусство. Это видно и по неформальному стенду, расчирканному граффити. Одним из героев нижегородского посольства стал 25-летний художник Никита Этогде. Он выжигает по дереву изображения самодельных домишек на каких-то заброшенных территориях (12–15 тыс. руб.), напоминающие о старинных гравюрах.
Вообще, как стало ясно на blazar, затейливые псевдонимы — это еще одно направление молодого искусства. Судите сами. Виталий Тюрлик (стенд Ruarts) — псевдоним, позаимствованный у Гелия Коржева и его серии «Тюрлики», — молодой последователь советского классика не пишет фантасмагорических героев маслом, а делает их из текстильных материалов.
Катя Правда (стенд «Пиранези LAB») режет правду-матку в фотографиях, изменяющих аппликациями человеческое лицо, — у нее, в частности, есть лицо со связанным жгутом языком, накладным фингалом и тому подобное. Но победу в этом соревновании стоит отдать художнице из Хабаровска, которая называет себя «Аня, Прием!» и выставляет инсталляцию из 24 разноцветных весел. Хочется ответить всем блазаровцам: «Прием! Вас видно!».
Музей Москвы
Ярмарка молодого искусства blazar
До 24 сентября