18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Blazar высвечивает новых звезд

Антон и Артём Матвеевы. «Великая муравьиная битва при Гамбургере». Фото: Галерея «Наковальня»
Антон и Артём Матвеевы. «Великая муравьиная битва при Гамбургере».
Фото: Галерея «Наковальня»

В Музее Москвы открылась четвертая ярмарка молодого искусства blazar, где можно найти работы более 120 художников до 35 лет по умеренным ценам

Еще до открытия, с самого утра в день профессионального превью, на стендах blazar появились первые красные кружки, а то и пустые гвозди. И это уже традиция. Коллекционеры-одиночки, дилеры и консультанты, члены всевозможных интеллектуальных клубов спешат прочесать ярмарку в поисках самых интересных новых звезд и не скупятся, так как в основной массе цены тут очень щадящие. Для галерей установлена ценовая планка до 300 тыс. руб. за что-нибудь большое (хотя встречаются и исключения — попался огромный холст за 600 тыс. руб.), нижний рубеж же самый демократичный — если есть такая задача, то и на 50 тыс. руб. можно купить несколько работ.

Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. 2023. Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. 2023.
Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar

Ярмарка молодого искусства blazar, возникшая как сателлит большой ярмарки Cosmoscow, открывающейся на следующей неделе, все еще ищет свой формат. Так, по сравнению с предыдущими годами количество галерей уменьшилось с 35 до 20, а учебные арт-заведения вместо сепаратных стендов получили один общий, где все на равных и всё по 5 тыс. руб. (это тиражная графика двух десятков авторов). Директор Музея Москвы Анна Трапкова считает, что теперь уже трудно делить наши художественные вузы на модные и немодные, как это было еще несколько лет назад, и что Академия Штиглица в каких-то вещах даст фору Школе Родченко или «Вышке». Вообще статус blazar явно повысился в ее глазах — впервые ярмарка проходит в главном корпусе музея, где обычно показывают самые важные выставки. «Музей города — это ведь не только история, а кто лучше современных художников покажет многообразие современной городской жизни?» — говорит Анна Трапкова.

Обьединенный стенд художественных вузов. Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Обьединенный стенд художественных вузов.
Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar

В самом деле, уже первый стенд, встречающий посетителя, как раз про гримасы нашей современной жизни. Это коллаж из распоротых и распотрошенных на куски брендовых сумочек и прочей санкционной роскоши с логотипами, которая теперь продается в интернете, предоставленных ресейл-платформой The Cultt. В этом коллаже есть только один подлинный фрагмент, все остальное — подделки, и художница Катя Афонина предлагает угадать, какой именно. Это забавная метафора того, что происходит и в мире искусства, полном фейков, копий и повторов. Уже на другом стенде Катя показывает те же сумочки, но керамические — Dior, например, можно приобрести за 50 тыс. руб., и это точно будет оригинальное произведение художника.

Катя Афонина. Из серии «Красота продается». Фото: Милена Орлова/TANR
Катя Афонина. Из серии «Красота продается».
Фото: Милена Орлова/TANR

Кроме стендов галерей, blazar привлекает и своей выборкой независимых художников. В этой секции жесткая конкуренция — из более чем 1 тыс. заявок экспертный совет отобрал 80 участников (и это при том, что в прошлом году их было 60). Стенды для них бесплатны, но в случае продаж 50% художники отдают ярмарке.

Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.  Фото: Милена Орлова/TANR
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: Милена Орлова/TANR

Преобладают традиционные техники — живопись, рисунки, та же керамика, фотографии, текстильные штуки. В случае молодого искусства налет вполне понятной и даже трогательной вторичности входит в правила игры, которая заключается в том, чтобы сквозь него разглядеть индивидуальность. Например, кто только не вышивает сегодня картины красными нитками, но Алена Пасхина («Пиранези LAB») делает это с натуры, на пленэре, кладя стежки как штрихи или мазки. Многие галеристы хвастают тем, у кого учились их художники, — так, особой популярностью пользуются ученицы Владимира Дубосарского — они не боятся больших форматов и лихой палитры. Да, кажется на первый взгляд, что на ярмарке преобладают девушки, но организаторы уверяют, что гендерная пропорция примерно 60/40 в пользу женщин.

Галерейный бокс стоит 250 тыс. руб., и кастинг происходил и тут: было подано 40 заявок на 20 мест. Предпочтение отдавалось новым галереям и тем, кто прицельно работает с молодыми художниками, рассказала Анна Наумова, соучредитель ярмарки.

Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Стенд SAMPLE. Фото: Милена Орлова/TANR
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar
Стенд SAMPLE.
Фото: Милена Орлова/TANR

Тем не менее галерейная компания получилась неоднородная и парадоксальная. С одной стороны, давно существующие галереи-тяжеловесы — как работающая с 2004 года московская Ruarts Марианны Сардаровой или самарская «Виктория», основанная годом позже председателем правления ОАО «Новатэк» Леонидом Михельсоном и имеющая практически музейный статус (там показывали выставки из коллекции Третьяковки), и казанский центр «Смена», и ключевая для Нижнего галерея с резиденциями «9Б» (на их стенде — инсталляция Юрия Отинова и Полины Пиндур с масками и объектами из папье-маше по 30–50 тыс. руб.), петербургская DiDi. Плюс амбициозные столичные новички со своей программой, как «Наковальня» с ее интересом к субкультурам и масскульту (у них прекрасны работы братьев Матвеевых по мотивам постсоветского телевидения) и недавно открывшаяся Sistema, культурный отпрыск АФК «Система», — на ее стенде можно видеть впечатляющую фотоинсталляцию Саши Якутиной. С другой стороны — эфемерные галерейные создания, или, как теперь принято их называть, поп-ап проекты, не имеющие своей недвижимости и кочующие по разным локациям, или только что осевшие где-то, или собирающиеся открыть свою квартирную галерею — как Oily Oil. И в этом смысле blazar — отличное место для знакомства с подвижной московской арт-сценой.

Саша Якутина. Стена 3 из проекта «4d». Sistema gallery. Фото: Милена Орлова/TANR
Саша Якутина. Стена 3 из проекта «4d». Sistema gallery.
Фото: Милена Орлова/TANR

Директор ярмарки Александра Лекомцева делает большую ставку на партнерские спецпроекты — с «Яндексом», Агентством креативных индустрий и другими компаниями, они занимают чуть ли не треть пространства и показывают самые разные направления, где могут себя применить молодые художники. Это «Ремесла» с «Яндекс.Маркетом» — тарелки, подсвечники и прочие прикладные вещи по эскизам современных художников, раздел дигитального искусства — цифровые произведения продаются вместе с телевизорами, оснащенными умной «Алисой». Но есть и более скромные фиджитал-рамочки с движущимся изображением. Еще одна модная тенденция — общение художников с нейросетью, это тоже партнерский проект. Наконец, представлено и такое экзотическое направление, как ольфакторное, то есть пахучее искусство. Художница Анна Кабирова составила замысловатые композиции из ароматов, погружающие в сны не без кошмаров, — например, запах гари тоже присутствует. Колбы с пахучими порошками оформлены в рамочки и продаются как картины.

Работа художника Никиты Этогде. Фото: Милена Орлова/TANR
Работа художника Никиты Этогде.
Фото: Милена Орлова/TANR

Региональным гостем ярмарки на сей раз стал Нижний Новгород, где власти активно поддерживают современное искусство. Это видно и по неформальному стенду, расчирканному граффити. Одним из героев нижегородского посольства стал 25-летний художник Никита Этогде. Он выжигает по дереву изображения самодельных домишек на каких-то заброшенных территориях (12–15 тыс. руб.), напоминающие о старинных гравюрах.

Вообще, как стало ясно на blazar, затейливые псевдонимы — это еще одно направление молодого искусства. Судите сами. Виталий Тюрлик (стенд Ruarts) — псевдоним, позаимствованный у Гелия Коржева и его серии «Тюрлики», — молодой последователь советского классика не пишет фантасмагорических героев маслом, а делает их из текстильных материалов.

Работа Кати Правда. Стенд «Пиранези LAB».  Фото: Милена Орлова/TANR
Работа Кати Правда. Стенд «Пиранези LAB».
Фото: Милена Орлова/TANR

Катя Правда (стенд «Пиранези LAB») режет правду-матку в фотографиях, изменяющих аппликациями человеческое лицо, — у нее, в частности, есть лицо со связанным жгутом языком, накладным фингалом и тому подобное. Но победу в этом соревновании стоит отдать художнице из Хабаровска, которая называет себя «Аня, Прием!» и выставляет инсталляцию из 24 разноцветных весел. Хочется ответить всем блазаровцам: «Прием! Вас видно!».

Музей Москвы
Ярмарка молодого искусства blazar
До 24 сентября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+