18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Blazar высвечивает новых звезд

Антон и Артём Матвеевы. «Великая муравьиная битва при Гамбургере». Фото: Галерея «Наковальня»
Антон и Артём Матвеевы. «Великая муравьиная битва при Гамбургере».
Фото: Галерея «Наковальня»

В Музее Москвы открылась четвертая ярмарка молодого искусства blazar, где можно найти работы более 120 художников до 35 лет по умеренным ценам

Еще до открытия, с самого утра в день профессионального превью, на стендах blazar появились первые красные кружки, а то и пустые гвозди. И это уже традиция. Коллекционеры-одиночки, дилеры и консультанты, члены всевозможных интеллектуальных клубов спешат прочесать ярмарку в поисках самых интересных новых звезд и не скупятся, так как в основной массе цены тут очень щадящие. Для галерей установлена ценовая планка до 300 тыс. руб. за что-нибудь большое (хотя встречаются и исключения — попался огромный холст за 600 тыс. руб.), нижний рубеж же самый демократичный — если есть такая задача, то и на 50 тыс. руб. можно купить несколько работ.

Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. 2023. Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. 2023.
Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar

Ярмарка молодого искусства blazar, возникшая как сателлит большой ярмарки Cosmoscow, открывающейся на следующей неделе, все еще ищет свой формат. Так, по сравнению с предыдущими годами количество галерей уменьшилось с 35 до 20, а учебные арт-заведения вместо сепаратных стендов получили один общий, где все на равных и всё по 5 тыс. руб. (это тиражная графика двух десятков авторов). Директор Музея Москвы Анна Трапкова считает, что теперь уже трудно делить наши художественные вузы на модные и немодные, как это было еще несколько лет назад, и что Академия Штиглица в каких-то вещах даст фору Школе Родченко или «Вышке». Вообще статус blazar явно повысился в ее глазах — впервые ярмарка проходит в главном корпусе музея, где обычно показывают самые важные выставки. «Музей города — это ведь не только история, а кто лучше современных художников покажет многообразие современной городской жизни?» — говорит Анна Трапкова.

Обьединенный стенд художественных вузов. Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Обьединенный стенд художественных вузов.
Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar

В самом деле, уже первый стенд, встречающий посетителя, как раз про гримасы нашей современной жизни. Это коллаж из распоротых и распотрошенных на куски брендовых сумочек и прочей санкционной роскоши с логотипами, которая теперь продается в интернете, предоставленных ресейл-платформой The Cultt. В этом коллаже есть только один подлинный фрагмент, все остальное — подделки, и художница Катя Афонина предлагает угадать, какой именно. Это забавная метафора того, что происходит и в мире искусства, полном фейков, копий и повторов. Уже на другом стенде Катя показывает те же сумочки, но керамические — Dior, например, можно приобрести за 50 тыс. руб., и это точно будет оригинальное произведение художника.

Катя Афонина. Из серии «Красота продается». Фото: Милена Орлова/TANR
Катя Афонина. Из серии «Красота продается».
Фото: Милена Орлова/TANR

Кроме стендов галерей, blazar привлекает и своей выборкой независимых художников. В этой секции жесткая конкуренция — из более чем 1 тыс. заявок экспертный совет отобрал 80 участников (и это при том, что в прошлом году их было 60). Стенды для них бесплатны, но в случае продаж 50% художники отдают ярмарке.

Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.  Фото: Милена Орлова/TANR
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: Милена Орлова/TANR

Преобладают традиционные техники — живопись, рисунки, та же керамика, фотографии, текстильные штуки. В случае молодого искусства налет вполне понятной и даже трогательной вторичности входит в правила игры, которая заключается в том, чтобы сквозь него разглядеть индивидуальность. Например, кто только не вышивает сегодня картины красными нитками, но Алена Пасхина («Пиранези LAB») делает это с натуры, на пленэре, кладя стежки как штрихи или мазки. Многие галеристы хвастают тем, у кого учились их художники, — так, особой популярностью пользуются ученицы Владимира Дубосарского — они не боятся больших форматов и лихой палитры. Да, кажется на первый взгляд, что на ярмарке преобладают девушки, но организаторы уверяют, что гендерная пропорция примерно 60/40 в пользу женщин.

Галерейный бокс стоит 250 тыс. руб., и кастинг происходил и тут: было подано 40 заявок на 20 мест. Предпочтение отдавалось новым галереям и тем, кто прицельно работает с молодыми художниками, рассказала Анна Наумова, соучредитель ярмарки.

Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы. Фото: blazar
Стенд SAMPLE. Фото: Милена Орлова/TANR
Четвертая ярмарка молодого искусства blazar в Музее Москвы.
Фото: blazar
Стенд SAMPLE.
Фото: Милена Орлова/TANR

Тем не менее галерейная компания получилась неоднородная и парадоксальная. С одной стороны, давно существующие галереи-тяжеловесы — как работающая с 2004 года московская Ruarts Марианны Сардаровой или самарская «Виктория», основанная годом позже председателем правления ОАО «Новатэк» Леонидом Михельсоном и имеющая практически музейный статус (там показывали выставки из коллекции Третьяковки), и казанский центр «Смена», и ключевая для Нижнего галерея с резиденциями «9Б» (на их стенде — инсталляция Юрия Отинова и Полины Пиндур с масками и объектами из папье-маше по 30–50 тыс. руб.), петербургская DiDi. Плюс амбициозные столичные новички со своей программой, как «Наковальня» с ее интересом к субкультурам и масскульту (у них прекрасны работы братьев Матвеевых по мотивам постсоветского телевидения) и недавно открывшаяся Sistema, культурный отпрыск АФК «Система», — на ее стенде можно видеть впечатляющую фотоинсталляцию Саши Якутиной. С другой стороны — эфемерные галерейные создания, или, как теперь принято их называть, поп-ап проекты, не имеющие своей недвижимости и кочующие по разным локациям, или только что осевшие где-то, или собирающиеся открыть свою квартирную галерею — как Oily Oil. И в этом смысле blazar — отличное место для знакомства с подвижной московской арт-сценой.

Саша Якутина. Стена 3 из проекта «4d». Sistema gallery. Фото: Милена Орлова/TANR
Саша Якутина. Стена 3 из проекта «4d». Sistema gallery.
Фото: Милена Орлова/TANR

Директор ярмарки Александра Лекомцева делает большую ставку на партнерские спецпроекты — с «Яндексом», Агентством креативных индустрий и другими компаниями, они занимают чуть ли не треть пространства и показывают самые разные направления, где могут себя применить молодые художники. Это «Ремесла» с «Яндекс.Маркетом» — тарелки, подсвечники и прочие прикладные вещи по эскизам современных художников, раздел дигитального искусства — цифровые произведения продаются вместе с телевизорами, оснащенными умной «Алисой». Но есть и более скромные фиджитал-рамочки с движущимся изображением. Еще одна модная тенденция — общение художников с нейросетью, это тоже партнерский проект. Наконец, представлено и такое экзотическое направление, как ольфакторное, то есть пахучее искусство. Художница Анна Кабирова составила замысловатые композиции из ароматов, погружающие в сны не без кошмаров, — например, запах гари тоже присутствует. Колбы с пахучими порошками оформлены в рамочки и продаются как картины.

Работа художника Никиты Этогде. Фото: Милена Орлова/TANR
Работа художника Никиты Этогде.
Фото: Милена Орлова/TANR

Региональным гостем ярмарки на сей раз стал Нижний Новгород, где власти активно поддерживают современное искусство. Это видно и по неформальному стенду, расчирканному граффити. Одним из героев нижегородского посольства стал 25-летний художник Никита Этогде. Он выжигает по дереву изображения самодельных домишек на каких-то заброшенных территориях (12–15 тыс. руб.), напоминающие о старинных гравюрах.

Вообще, как стало ясно на blazar, затейливые псевдонимы — это еще одно направление молодого искусства. Судите сами. Виталий Тюрлик (стенд Ruarts) — псевдоним, позаимствованный у Гелия Коржева и его серии «Тюрлики», — молодой последователь советского классика не пишет фантасмагорических героев маслом, а делает их из текстильных материалов.

Работа Кати Правда. Стенд «Пиранези LAB».  Фото: Милена Орлова/TANR
Работа Кати Правда. Стенд «Пиранези LAB».
Фото: Милена Орлова/TANR

Катя Правда (стенд «Пиранези LAB») режет правду-матку в фотографиях, изменяющих аппликациями человеческое лицо, — у нее, в частности, есть лицо со связанным жгутом языком, накладным фингалом и тому подобное. Но победу в этом соревновании стоит отдать художнице из Хабаровска, которая называет себя «Аня, Прием!» и выставляет инсталляцию из 24 разноцветных весел. Хочется ответить всем блазаровцам: «Прием! Вас видно!».

Музей Москвы
Ярмарка молодого искусства blazar
До 24 сентября

Самое читаемое:
1
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
2
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Мультиспектральные изображения позволили увидеть, что давний владелец средневекового памятника, пользующегося славой самого таинственного в мире манускрипта, пытался самостоятельно разгадать его секреты — но, судя по всему, в этом не преуспел
26.11.2024
На манускрипте Войнича обнаружились следы расшифровки XVII века
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+