18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Мечты о старой доброй Англии: вымышленные истории острова Авалон

Обри Бёрдслей. Иллюстрация к книге Томаса Мэлори «Смерть Артура». 1893–1894. Фото: Wikimedia commons
Обри Бёрдслей. Иллюстрация к книге Томаса Мэлори «Смерть Артура». 1893–1894.
Фото: Wikimedia commons
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Из-под пера Сьюзан Оуэнс вышло увлекательное исследование исторических легенд о прошлом Англии — с VIII века до наших дней. Король Артур и его рыцари не единственные персонажи, которых автор книги взялась рассмотреть попристальнее и покритичнее

В 1809 году поэт и художник Уильям Блейк написал в каталоге своей персональной выставки: «Расскажи мне Деяния, о историк, и оставь за мной право рассуждать о них, как мне заблагорассудится, без твоих умозаключений и вздора». Истории, положенные в основу книги Сьюзан Оуэнс «Воображаемое прошлое Англии», содержат мало деяний, поддающихся верификации, но много рассуждений и вздора.

Предыдущие публикации Оуэнс, экс-куратора коллекции живописи в лондонском Музее Виктории и Альберта, включали культурную историю призраков. На этот раз она отслеживает наполовину или полностью выдуманные истории, которыми увлекались люди в попытках сбежать от ужасающих реалий своего времени.

Susan Owens. «Imagining England’s Past: Inspiration, Enchantment, Obsession». Thames & Hudson. 320 с.: 96 ил. £25. На английском языке
Susan Owens. «Imagining England’s Past: Inspiration, Enchantment, Obsession». Thames & Hudson. 320 с.: 96 ил. £25. На английском языке

У тоски по старой доброй Англии давние корни. Викторианские архитекторы строили загородные виллы, напоминающие средневековые монастыри, — правда, не забывая о газе, электричестве и комфортных ванных комнатах. На протяжении десятилетий до и после Первой мировой войны возрождался интерес к тому, что считалось золотыми днями быстро исчезавшей сельской Англии. Эта тяга к потерянной Аркадии возникла еще в конце XVIII века из-за растущей механизации и урбанизации. Фермер Уильям Коббетт отразил реальность сельской нищеты и бедности в своей книге «Сельские поездки» начала XIX века. И все же, как пишет Оуэнс, он решил приобрести длинный дубовый кухонный стол, чтобы спасти его от покупки «каким-то биржевым спекулянтом», и использовать в качестве моста через «искусственный ручей в своем саду».

Король Артур Утер Пендрагон то появляется, то исчезает из повествования Оуэнс: легенды о нем занимали умы средневековых королей и одурманенных опиумом художников и поэтов XIX века. Автор книги скрупулезно развенчивает мифы и отслеживает нарастание снежного кома в сказках, которые превратили Артура из военачальника «темных веков» в благородного короля, постепенно приплетая всю команду Камелота: волшебников и волшебниц, сияющих рыцарей и блистательных дам, которые, по словам Гальфрида Монмутского, писавшего в XII веке, «пренебрегали любовью всякого, кто не проявил себя трижды в бою».

Обри Бёрдслей. Иллюстрация к книге Томаса Мэлори «Смерть Артура». 1893–1894. Фото: Wikimedia commons
Обри Бёрдслей. Иллюстрация к книге Томаса Мэлори «Смерть Артура». 1893–1894.
Фото: Wikimedia commons

Возможно, самым прекрасным переплетением этих сказок стала написанная в XV веке «Смерть Артура» Томаса Мэлори, любимая многими поколениями писателей. Впрочем, отмечает Оуэнс, у Мэлори были веские причины для ностальгии по старым временам, поскольку большую часть книги он написал, находясь в заключении за целый ряд проступков, включая изнасилование, убийство и/или государственную измену.

И все же Оуэнс не может полностью пренебречь Артуром. Когда в 1191 году монахам Гластонбери понадобился пятизвездочный аттракцион для паломничества, они очень своевременно нашли большой гроб, выдолбленный из ствола дуба, со скелетами мужчины и женщины внутри. Для пущей убедительности на нем красовалась надпись, начертанная кривоватым «древним» шрифтом: «Здесь похоронен прославленный король Артур на острове Авалон», что, очевидно, позволяло атрибутировать второй скелет как Гвиневру. Пришли толпы.

Нет сомнений: возмутительная выдумка. Однако Оуэнс задается вопросом: была ли эта ложь на самом деле отточена и выверена? Могли ли монахи XII века «похоронить» Артура в выдолбленном стволе дерева, а не в благородном каменном склепе? Знали ли они, что использовали для надписи архаичный построманский шрифт? «Как и в случае с другими аспектами жизни и смерти Артура, затянувшееся ощущение сверхъестественного невозможно полностью развеять», — отмечает Оуэнс. И добавляет: «Неважно, что Артур, возможно, никогда и не жил, но он определенно не подает признаков смерти».  

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+