18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка в AZ ART на Маросейке посвящена метафизике зрения

Сергей Братков. «Будущее Она». 2021. Фото: AZ ART
Сергей Братков. «Будущее Она». 2021.
Фото: AZ ART
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Создание и восприятие произведений визуального искусства по определению невозможно без работы глаз. Авторы выставленных в арт-пространстве AZ ART работ исследуют разные аспекты зрения, его влияние на образ мыслей и систему убеждений

В пространстве на Маросейке, которое Музей AZ открыл в начале 2023-го, запускается выставочный проект, рассчитанный на ближайшие полгода. Он будет состоять из трех выставок, объединенных общей темой «Системы мимикрии». Мимикрия в биологии обычно подразумевает подражательную окраску и сходство одних животных с другими и животных с неодушевленными предметами. В проекте она служит поэтической метафорой, раскрывающей поведенческие ритуалы, социальные практики, способы художественного мышления, возникающие в ответ на турбулентность, опасность и перестройку внешней среды.

«„Системы мимикрии“ — очень интересная экспозиционная форма, — говорит Александр Дашевский, куратор проекта. — Это выставочный полиптих со сложной, неторопливо развивающейся метафорикой, внутренними рифмами, „пасхалками“, сквозными сюжетами и нелинейным хронологическим повествованием. Как в хорошем кино, по ходу действия меняется и жанр: научпоп оборачивается трагедией, триллер превращается в ситком, артхаус оказывается байопиком с героическими нотками. Опираясь на произведения из обширной коллекции Музея AZ, привлекая современных авторов, мы постараемся выстроить рассказ о жизненных стратегиях художественного сообщества, страхах и уловках современности, которая разглядывает свое отражение во фрагментах прошлого».

Анатолий Зверев. «Автопортрет с моноклем». 1950-е. Фото: AZ ART
Анатолий Зверев. «Автопортрет с моноклем». 1950-е.
Фото: AZ ART

Все «серии» цикла уже прописаны: зимняя «Живые скульптуры» строится вокруг взаимоотношений живого тела, скульптуры и зрителя, весенняя «Вне эксплуатации» посвящена мимикрии в социуме как способу не быть «съеденным». Ближайшая, первая серия проекта называется «Глаз видящий, всевидящий, невидящий» и посвящена инструментам, которые художники придумывают в помощь зрению, средствам, которые придумывает общество, чтобы присматривать за художниками, и вещам, на которые лучше не смотреть.

Сергей Денисов. «Коллаж». Фото: AZ ART
Сергей Денисов. «Коллаж».
Фото: AZ ART

Экспозиция построена вокруг работы глаза, связи зрения и убеждений, приспособлений, помогающих включать разные режимы зрения, систем наблюдения и слежения, слепых зон, неразличимости, невидимости, невозможности разглядеть и отказа смотреть. Ее своеобразным символом можно считать набросок тушью Анатолия Зверева 1950-х годов, на котором сам художник щурится на зрителя через монокль. Метко раскрывает сразу несколько тем (от «бревна в чужом глазу» до «на заборе написано») работа Владимира Козина «Бойся попадания зеленого кирпича в глаз». Коллаж Сергея Денисова обращается к физиологии человеческого глаза. А работа Сергея Браткова абсолютно романтична и даже метафизична: «Будущее. Она» — это два пятна бензина на мокром асфальте. Кроме того, в выставке участвуют произведения Франциско Инфанте, Ани Мирошниченко, Тани Рауш, Андрея Рудьева, Bailun и других.

Владимир Козин. «Бойся попадания зеленого кирпича в глаз». Фото: AZ ART
Владимир Козин. «Бойся попадания зеленого кирпича в глаз».
Фото: AZ ART

«У мимикрии есть еще одна важная функция, — отмечает Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ и AZ ART. — Она облегчает социальное взаимодействие и активирует формирование дружелюбия и других теплых чувств. Каждая из трех выставок, составляющих цикл „Системы мимикрии“, будет исследовать тот или иной вид мимикрии, используя язык современного искусства. К каким выводам мы придем в финале — неизвестно, но в том, что это будет интересно и неожиданно, я не сомневаюсь».  

Арт-пространство AZ ART
«Глаз видящий, невидящий, всевидящий»
До 19 ноября

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+