18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка в AZ ART на Маросейке посвящена метафизике зрения

Сергей Братков. «Будущее Она». 2021. Фото: AZ ART
Сергей Братков. «Будущее Она». 2021.
Фото: AZ ART
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Создание и восприятие произведений визуального искусства по определению невозможно без работы глаз. Авторы выставленных в арт-пространстве AZ ART работ исследуют разные аспекты зрения, его влияние на образ мыслей и систему убеждений

В пространстве на Маросейке, которое Музей AZ открыл в начале 2023-го, запускается выставочный проект, рассчитанный на ближайшие полгода. Он будет состоять из трех выставок, объединенных общей темой «Системы мимикрии». Мимикрия в биологии обычно подразумевает подражательную окраску и сходство одних животных с другими и животных с неодушевленными предметами. В проекте она служит поэтической метафорой, раскрывающей поведенческие ритуалы, социальные практики, способы художественного мышления, возникающие в ответ на турбулентность, опасность и перестройку внешней среды.

«„Системы мимикрии“ — очень интересная экспозиционная форма, — говорит Александр Дашевский, куратор проекта. — Это выставочный полиптих со сложной, неторопливо развивающейся метафорикой, внутренними рифмами, „пасхалками“, сквозными сюжетами и нелинейным хронологическим повествованием. Как в хорошем кино, по ходу действия меняется и жанр: научпоп оборачивается трагедией, триллер превращается в ситком, артхаус оказывается байопиком с героическими нотками. Опираясь на произведения из обширной коллекции Музея AZ, привлекая современных авторов, мы постараемся выстроить рассказ о жизненных стратегиях художественного сообщества, страхах и уловках современности, которая разглядывает свое отражение во фрагментах прошлого».

Анатолий Зверев. «Автопортрет с моноклем». 1950-е. Фото: AZ ART
Анатолий Зверев. «Автопортрет с моноклем». 1950-е.
Фото: AZ ART

Все «серии» цикла уже прописаны: зимняя «Живые скульптуры» строится вокруг взаимоотношений живого тела, скульптуры и зрителя, весенняя «Вне эксплуатации» посвящена мимикрии в социуме как способу не быть «съеденным». Ближайшая, первая серия проекта называется «Глаз видящий, всевидящий, невидящий» и посвящена инструментам, которые художники придумывают в помощь зрению, средствам, которые придумывает общество, чтобы присматривать за художниками, и вещам, на которые лучше не смотреть.

Сергей Денисов. «Коллаж». Фото: AZ ART
Сергей Денисов. «Коллаж».
Фото: AZ ART

Экспозиция построена вокруг работы глаза, связи зрения и убеждений, приспособлений, помогающих включать разные режимы зрения, систем наблюдения и слежения, слепых зон, неразличимости, невидимости, невозможности разглядеть и отказа смотреть. Ее своеобразным символом можно считать набросок тушью Анатолия Зверева 1950-х годов, на котором сам художник щурится на зрителя через монокль. Метко раскрывает сразу несколько тем (от «бревна в чужом глазу» до «на заборе написано») работа Владимира Козина «Бойся попадания зеленого кирпича в глаз». Коллаж Сергея Денисова обращается к физиологии человеческого глаза. А работа Сергея Браткова абсолютно романтична и даже метафизична: «Будущее. Она» — это два пятна бензина на мокром асфальте. Кроме того, в выставке участвуют произведения Франциско Инфанте, Ани Мирошниченко, Тани Рауш, Андрея Рудьева, Bailun и других.

Владимир Козин. «Бойся попадания зеленого кирпича в глаз». Фото: AZ ART
Владимир Козин. «Бойся попадания зеленого кирпича в глаз».
Фото: AZ ART

«У мимикрии есть еще одна важная функция, — отмечает Наталия Опалева, генеральный директор Музея AZ и AZ ART. — Она облегчает социальное взаимодействие и активирует формирование дружелюбия и других теплых чувств. Каждая из трех выставок, составляющих цикл „Системы мимикрии“, будет исследовать тот или иной вид мимикрии, используя язык современного искусства. К каким выводам мы придем в финале — неизвестно, но в том, что это будет интересно и неожиданно, я не сомневаюсь».  

Арт-пространство AZ ART
«Глаз видящий, невидящий, всевидящий»
До 19 ноября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+