18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фестиваль графики проходит на музейной набережной в Нижнем Новгороде

Франциско Инфанте-Арана. «Быть». Из серии проектов «Выстраивавание знака». 1987. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Франциско Инфанте-Арана. «Быть». Из серии проектов «Выстраивавание знака». 1987.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Уильям Хогарт, Сергей Проворов, художники круга Всеволода Некрасова, книжная графика XVII–XX веков — четыре выставки, организованные Нижегородским государственным художественным музеем и Арсеналом, представляют графику на любой вкус

Второй год подряд в Нижнем Новгороде проводят Фестиваль графики, организованный участниками партнерства «Музейная набережная» — музейного кластера, объединяющего музеи Верхневолжской набережной и Нижегородского кремля.

Как и в прошлый раз, за классическое искусство отвечает Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ), а за современное — Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Арсенал).

По словам автора идеи фестиваля, Анны Гор, заместителя директора ГМИИ по региональному развитию, «графика позволяет построить мост между традиционным и инновационным, между старым и новым, между художником и любителем. Графика, невзирая на все новые технологии, а может быть, в противовес им, становится важным медиа, передающим связь мозга художника и его руки». На выстраивании этих связей строится смысловая и экспозиционная логика включенных в программу фестиваля выставок.

Эрик Булатов. «Севина синева». 1979. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Эрик Булатов. «Севина синева». 1979.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Открыла фестиваль выставка «Черное зеркало Уильяма Хогарта» (до 15 октября). Более сотни гравюр английского графика и живописца XVIII века из собрания Самарского областного художественного музея — детальная энциклопедия пороков. Добропорядочный гражданин и семьянин, Уильям Хогарт вдохновлял многих художников, литераторов и композиторов. Франсиско Гойя подражал его Бедламу в собственном изображении casa de locos — сумасшедшего дома, Игорь Стравинский, впечатленный его серией «Карьера мота», пишет оперу «Похождения повесы», а Дэвид Хокни создает к этой опере декорации. Неплохой мостик выстраивается через поколения. Хогарт изобрел свой способ визуального нарратива, который превращает графику в литературное произведение, а зрителя — в читателя.

Тесная связь текста и изображения отражена еще на одной выставке фестиваля — «Линия движется по бумаге и исчезает в лесу» (с 6 сентября по 26 ноября), где будут представлены ранние работы участника нижегородской арт-группы «Провмыза» Сергея Проворова. Это более 60 графических листов, выполненных в экспериментальных, авторских техниках, а также первые видеоработы, которые никогда ранее не экспонировались. Сокуратором выставки выступит Галина Мызникова, второй участник дуэта «Пров­мыза». Авторы предложат зрителю заменить процесс чтения поэтических текстов процессом рассматривания. «Этот процессуальный характер отражается и в самой работе художника с графикой. Зритель не просто видит результат исследования различных способов механического воздействия на материал, но становится свидетелем некоторого события или наблюдает фиксацию совершённого действия», — так комментирует концепцию начальник выставочного отдела Арсенала, сокуратор выставки Дарья Ткачева.

Эрик Булатов. «Там там а там и дом». 1998. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Эрик Булатов. «Там там а там и дом». 1998.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

Еще один проект Арсенала — выставка «Живу и вижу. Художники и поэты круга Всеволода Некрасова» (до 26 ноября) — представляет графику художников-нонконформистов из коллекции теоретика московского концептуализма из собрания ГМИИ. И снова здесь возникает тема взаимосвязи слова и изображения. Заглавная картина Эрика Булатова «Живу. Вижу», которая дала название выставке, родилась из одноименного текста Всеволода Некрасова (1934–2009). Экспозиция состоит из трех разделов. Первый посвящен художникам Лианозовской группы. Здесь графика Евгения и Валентины Кропивницких, работы тушью Оскара Рабина, абстрактные опыты Лидии Мастерковой и композиции с игральными картами Владимира Немухина. Во втором разделе — произведения художников концептуального направления, близких друзей Некрасова — Эрика Булатова и Олега Васильева. Третий раздел знакомит с фотографическими работами Франциско Инфанте-Араны и графикой Михаила Рогинского.

Олег Васильев. Из цикла «Стихи Всеволода Некрасова». «[Жизнь / прекрасна // так просто // жизнь / прекрасна // стихи Некрасова // все / не так просто"]». 1991. Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Олег Васильев. Из цикла «Стихи Всеволода Некрасова». «[Жизнь / прекрасна // так просто // жизнь / прекрасна // стихи Некрасова // все / не так просто"]». 1991.
Фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина

И завершится II Фестиваль графики выставкой «Легкое чтение» (с 3 ноября по 24 декабря), где будет показана иллюстративная графика из запасников НГХМ и музея «Новый Иерусалим». Это и популярные иллюстрированные издания ХVII–XIX веков, и отдельные листы из лицевых Библий, таких как Библия Пискатора, и работы Василия Кореня и Мартина Нехорошевского, и русские народные картинки, выполненные в гравюре и литографии на сказочные сюжеты, и лубочные книжки. Наряду с ними можно будет увидеть произведения Юрия Васнецова, Татьяны Мавриной, Бориса Малинковского и Евгения Рачева, работы которых давно стали частью золотого фонда отечественной иллюстрации.  

Музейная набережная
«II Фестиваль графики»
До 24 декабря

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+