Второй год подряд в Нижнем Новгороде проводят Фестиваль графики, организованный участниками партнерства «Музейная набережная» — музейного кластера, объединяющего музеи Верхневолжской набережной и Нижегородского кремля.
Как и в прошлый раз, за классическое искусство отвечает Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ), а за современное — Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Арсенал).
По словам автора идеи фестиваля, Анны Гор, заместителя директора ГМИИ по региональному развитию, «графика позволяет построить мост между традиционным и инновационным, между старым и новым, между художником и любителем. Графика, невзирая на все новые технологии, а может быть, в противовес им, становится важным медиа, передающим связь мозга художника и его руки». На выстраивании этих связей строится смысловая и экспозиционная логика включенных в программу фестиваля выставок.
Открыла фестиваль выставка «Черное зеркало Уильяма Хогарта» (до 15 октября). Более сотни гравюр английского графика и живописца XVIII века из собрания Самарского областного художественного музея — детальная энциклопедия пороков. Добропорядочный гражданин и семьянин, Уильям Хогарт вдохновлял многих художников, литераторов и композиторов. Франсиско Гойя подражал его Бедламу в собственном изображении casa de locos — сумасшедшего дома, Игорь Стравинский, впечатленный его серией «Карьера мота», пишет оперу «Похождения повесы», а Дэвид Хокни создает к этой опере декорации. Неплохой мостик выстраивается через поколения. Хогарт изобрел свой способ визуального нарратива, который превращает графику в литературное произведение, а зрителя — в читателя.
Тесная связь текста и изображения отражена еще на одной выставке фестиваля — «Линия движется по бумаге и исчезает в лесу» (с 6 сентября по 26 ноября), где будут представлены ранние работы участника нижегородской арт-группы «Провмыза» Сергея Проворова. Это более 60 графических листов, выполненных в экспериментальных, авторских техниках, а также первые видеоработы, которые никогда ранее не экспонировались. Сокуратором выставки выступит Галина Мызникова, второй участник дуэта «Провмыза». Авторы предложат зрителю заменить процесс чтения поэтических текстов процессом рассматривания. «Этот процессуальный характер отражается и в самой работе художника с графикой. Зритель не просто видит результат исследования различных способов механического воздействия на материал, но становится свидетелем некоторого события или наблюдает фиксацию совершённого действия», — так комментирует концепцию начальник выставочного отдела Арсенала, сокуратор выставки Дарья Ткачева.
Еще один проект Арсенала — выставка «Живу и вижу. Художники и поэты круга Всеволода Некрасова» (до 26 ноября) — представляет графику художников-нонконформистов из коллекции теоретика московского концептуализма из собрания ГМИИ. И снова здесь возникает тема взаимосвязи слова и изображения. Заглавная картина Эрика Булатова «Живу. Вижу», которая дала название выставке, родилась из одноименного текста Всеволода Некрасова (1934–2009). Экспозиция состоит из трех разделов. Первый посвящен художникам Лианозовской группы. Здесь графика Евгения и Валентины Кропивницких, работы тушью Оскара Рабина, абстрактные опыты Лидии Мастерковой и композиции с игральными картами Владимира Немухина. Во втором разделе — произведения художников концептуального направления, близких друзей Некрасова — Эрика Булатова и Олега Васильева. Третий раздел знакомит с фотографическими работами Франциско Инфанте-Араны и графикой Михаила Рогинского.
И завершится II Фестиваль графики выставкой «Легкое чтение» (с 3 ноября по 24 декабря), где будет показана иллюстративная графика из запасников НГХМ и музея «Новый Иерусалим». Это и популярные иллюстрированные издания ХVII–XIX веков, и отдельные листы из лицевых Библий, таких как Библия Пискатора, и работы Василия Кореня и Мартина Нехорошевского, и русские народные картинки, выполненные в гравюре и литографии на сказочные сюжеты, и лубочные книжки. Наряду с ними можно будет увидеть произведения Юрия Васнецова, Татьяны Мавриной, Бориса Малинковского и Евгения Рачева, работы которых давно стали частью золотого фонда отечественной иллюстрации.
Музейная набережная
«II Фестиваль графики»
До 24 декабря