18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Викторианские скамьи для отдыха рабочих в Великобритании получили новый статус

Скамьи для путешествующих пешком разнорабочих — яркий пример филантропии викторианской эпохи. Фото: Historic England Archive
Скамьи для путешествующих пешком разнорабочих — яркий пример филантропии викторианской эпохи.
Фото: Historic England Archive
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Каменные скамьи с надписью «Отдых путников», установленные во второй половине XIX века между Ливерпулем и Манчестером, чтобы на них могли посидеть утомленные дорогой ирландские разнорабочие, получили статус охраняемых объектов культурного наследия

Неприметные каменные плиты, стоящие на расстоянии приблизительно 3 км друг от друга по пути из Ливерпуля в Манчестер, внесли в список объектов культурно-исторического наследия II категории как трогательный пример филантропии Викторианской эпохи. Считалось, что они использовались как приступки для путешественников, ехавших верхом, но теперь выяснилось, что камни эти предназначались для путников куда более скромного достатка — ирландских разнорабочих, в XIX веке преодолевавших многие километры пешком в поисках работы на сельскохозяйственных угодьях.

Сиденья каменных скамей сделаны чуть выпуклыми, чтобы дождевая вода скатывалась на землю. Они достаточно длинные, чтобы уместиться на них вдвоем со спутником или уберечь свою поклажу от дорожной грязи, а более низкая ступенька сбоку могла служить сиденьем ребенку или опорой для ног кормящей грудью матери.

Скамьи вытесали из песчаника местные каменщики по собственному проекту Кендрика, который рассчитал пропорции так, чтобы взрослому человеку было удобно сидеть на них, наклонив корпус вперед и опираясь локтями на колени.Фото: Historic England Archive
Скамьи вытесали из песчаника местные каменщики по собственному проекту Кендрика, который рассчитал пропорции так, чтобы взрослому человеку было удобно сидеть на них, наклонив корпус вперед и опираясь локтями на колени.
Фото: Historic England Archive

Считается, что всего в 1860 году и позднее было установлено не менее 30 скамей, но сохранилось всего около дюжины, причем многие из них повреждены, переделаны или перенесены на другое место. Недавно по рекомендации фонда «Историческая Англия» двум скамьям, стоящим в пригородах Уоррингтона Ред-Бэнк и Стэг-Инн в графстве Чешир, правительство Великобритании присвоило статус охраняемых объектов, а в документацию еще четырех, уже находившихся в списке культурно-исторического наследия, внесли изменения, отражающие их подлинную историю и назначение. Одна из получивших охраняемый статус скамей стоит на островке безопасности на дороге, другая находится во дворике перед автозаправкой.

Своим появлением все они обязаны местному врачу по имени Джеймс Кендрик (1809–1882). Он не только подарил Уоррингтону две упомянутые каменные скамьи, но и нашел благотворителей, которые последовали его примеру. Кендрик вдобавок был археологом-любителем, а также покровителем музея и библиотеки Уоррингтона. Он загорелся идеей сделать что-нибудь для бедных путешественников, когда узнал, что другой филантроп, Чарльз Мелли, установил в Ливерпуле общественные питьевые фонтаны.

На скамейках Кендрика до сих пор видны полустертые надписи «Отдых путников», на других выбиты имена дарителей или цитаты из Библии, в том числе «Придите ко Мне» и даты — все около 1860 года. Фото: Historic England Archive
На скамейках Кендрика до сих пор видны полустертые надписи «Отдых путников», на других выбиты имена дарителей или цитаты из Библии, в том числе «Придите ко Мне» и даты — все около 1860 года.
Фото: Historic England Archive

Скамьи вытесали из песчаника местные каменщики по собственному проекту Кендрика, который рассчитал пропорции так, чтобы взрослому человеку было удобно сидеть на них, наклонив корпус вперед и опираясь локтями на колени. Он наверняка видел бессчетное количество ирландцев, идущих по дорогам в поисках заработка на уборке урожая и других сельскохозяйственных работах, когда сотни тысяч людей иммигрировали в Ливерпуль во время массового голода в Ирландии во второй половине 1840-х годов и последовавшего за ним изгнания крестьян с их полей за неуплату ренты и для расчистки пахотных земель под другие нужды. Но эти скамьи служили и другим бедным путешественникам в ту пору, когда многие перебивались временными заработками в качестве батраков и домашней прислуги.

На скамейках Кендрика до сих пор видны полустертые надписи «Отдых путников», на других выбиты имена дарителей или цитаты из Библии, в том числе «Придите ко Мне» (в оригинальном тексте далее следуют слова «все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», Мф. 11:28) и даты — все около 1860 года.

По словам руководителя «Исторической Англии» Дункана Уилсона, очень ценно, что таким образом мы можем воскресить память о трудной жизни сезонных разнорабочих. Эти скамьи «служат иллюстрацией невероятного разнообразия нашего материального наследия и его способности проливать свет на разные аспекты жизни людей прошлого». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+