18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Лучшее — детям: в Лондоне открыт проект Young V&A

My Little Pony: Blossom. 1983. Гонконг. Подготовка экспозиции игровой галереи Young V&A. Фото: Jamie Stoker/Victoria and Albert Museum
My Little Pony: Blossom. 1983. Гонконг. Подготовка экспозиции игровой галереи Young V&A.
Фото: Jamie Stoker/Victoria and Albert Museum
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Новый филиал Музея Виктории и Альберта, который создавался более трех лет, может послужить образцом для других подобных инициатив. Проект предназначен детям, но задействованы в нем и многочисленные «взрослые» экспонаты

Когда специалисты, работающие над проектом детского филиала V&A, задавали юным посетителям вопрос, что они думают о музеях, самый популярный ответ был: «Скукота». С 1 июля, когда состоялось открытие проекта, который в V&A называют «самым радостным музеем в мире», здесь намерены менять такое представление. Это первый в своем роде бесплатный музей, предназначенный исключительно для детей до 14 лет.

Филиппа Симпсон, директор по дизайну, наследию и общественным программам в Музее Виктории и Альберта, рассказала, что они задались целью создать проект, который «был бы скорее живым и подвижным, чем воспитательным». «В итоге должен был выйти музей неформальный, удивительный и нестрогий, интересный и гостеприимный, — говорит она. — Таких впечатлений не получить больше нигде».

Здание Young V&A. Фото: Luke Hayes
Здание Young V&A.
Фото: Luke Hayes

Раньше Young V&A именовался Музеем детства; эта институция занимала особняк 1872 года постройки на востоке Лондона — бывший общественный музей района Бетнал-Грин. Музей детства закрылся в 2019 году на реконструкцию, обошедшуюся в £13 млн. Работу поручили бюро AOC Architecture, сотрудники которого сначала изучили сходные примеры в Великобритании, Европе и Америке. Затем началось обсуждение нового дизайна и экспозиции, в нем приняло участие более 22 тыс. детей, родителей, опекунов и педагогов.

Директор Музея Виктории и Альберта Тристрам Хант о новом проекте Young V&A

Музей детства Виктории и Альберта, в свое время выросший из коллекции, посвященной материальной культуре детства, трансформировался в активный, интересный музей, нацеленный на укрепление и развитие культурного наследия в одном из самых неблагополучных районов британской столицы.

Музей открылся в нежно любимом нами здании, где всегда кипела жизнь — с тех пор, как железный каркас, так называемые бромптонские котлы, появившиеся благодаря Всемирной выставке 1851 года, были доставлены сюда из Южного Кенсингтона. Они были нужны для первого общественного музея в Восточном Лондоне — Музея района Бетнал-Грин, открытого в 1872 году. В этом особняке демонстрировались и достижения в сфере питания, и экспозиции, посвященные истории английского костюма, здесь хранились собрание Уоллеса и коллекция Нацио­нальной портретной галереи (пока попечители не сочли это место «небезопасным для предметов искусства»). В 1974 году тогдашний директор Музея Виктории и Альберта Рой Стронг решил превратить особняк в Музей детства, взяв за основу замечательные коллекции кукольных домиков, марионеток, лошадок-качалок и детских вещей. Теперь Музей детства нашими усилиями трансформировался в музей для детей. Причем это вовсе не детский центр в стиле «Кидзании» и не хранилище социальной истории семейной жизни, а нечто совершенно иное — музей, использующий свои коллекции для развития творческих способностей детей в возрасте от 0 до 14 лет. Экспозиция состоит из 2 тыс. артефактов и выходит за рамки просто истории игрушек. Привлечено все богатство фондов Музея Виктории и Альберта — от печатной графики Дэвида Хокни до доспехов самурая, наряду с новыми работами самых разных авторов — начиная с дизайнера Вирджила Абло и заканчивая художником Олафуром Элиассоном. И все это для того, чтобы вдохновлять и радовать детские умы.

Нам кажется, что в итоге Young V&A действительно новый концепт музея, способного заинтересовать детей и родителей коллекцией декоративного и изобразительного искусства. Сенсорных экранов или гаджетов дополненной реальности у нас не так уж и много. Наоборот, мы уверены, что дети могут вдохновляться именно предметами прошлого. Более того, считаю, что, в то время как ИИ трансформирует само представление о человеческом интеллекте, наша образовательная программа «Бетнал-Грин», развивающая навыки насмотренности, понимания, эмпатии, сотрудничества и красноречия, особенно понадобится поколению альфа.

Еще…

Директор Young V&A Хелен Чарман полагает, что в музейной сфере происходят ощутимые сдвиги в сторону «создания проектов с детьми, а не просто для них». Она отмечает, что «исторически музейные практики основывались на обучении через взгляд». «Но мы знаем, что в случае с детьми процесс обучения — эмпирический, сенсорный, — объясняет Чарман. — И это серьезное изменение в стандартном подходе: почему бы не начать внедрять в наши стратегии сенсорное обучение?»

Новый музей разделен на три пространства, каждое из которых предназначено для определенной возрастной группы.

Экспозиция Young V&A. Фото: David Parry/Victoria and Albert Museum
Экспозиция Young V&A.
Фото: David Parry/Victoria and Albert Museum

Зона «Игра» — открытая площадка с видом на музейный сад. Она создавалась для посетителей, еще не научившихся ходить. Это сенсорный мини-музей, где основной фокус сделан на тактильное взаимодействие с экспонатами.

«Воображение» — место, где расположились самый крупный объект Young V&A, итальянский театр марионеток XVIII века, а также сцена для представлений — как для детей, так и созданных детьми. Раздел «Дизайн» предназначен тем, кто близок к подростковому возрасту. Здесь экспозиция нацелена на развитие творческого мышления — с помощью мастер-классов и демонстрации изобретений молодых людей. Также здесь представлены значимые художественные работы. Например, произведение Рейчел Уайтред «Родина» («Деревня»), состоящее из 100 кукольных домиков.

Экспозиция Young V&A. Фото: Luke Hayes
Экспозиция Young V&A.
Фото: Luke Hayes

В трех новых залах посетители увидят архитектурные объекты, интерактивные дисплеи и работы, созданные совместно с детьми, в том числе спиральную лестницу, вдохновленную калейдоскопами из коллекции музея. Есть тут и берлога, и гигантская мраморная дорожка, и зона для селфи. Все это — со смыслом, уверяет Симпсон. «Мы хотели отбросить наше эго и предубеждения, дав новому поколению то, что действительно для него важно, — отмечает она. — Я твердо верю в то, что нужно априори быть хорошего мнения о своей аудитории, особенно о молодежи».

Экспозиция Young V&A. Фото: Jamie Stoker/Victoria and Albert Museum
Экспозиция Young V&A.
Фото: Jamie Stoker/Victoria and Albert Museum

Если Музей детства был домом для крупнейшего в стране собрания из Национальной коллекции предметов детства, то теперь в Young V&A показывают экспонаты из всей коллекции музея, насчитывающей 2,8 млн произведений дизайна, изобразительного и театрального искусств. Это создает новый прецедент для детского музея: обычно в таких заведениях демонстрируют лишь несколько «серьезных» объектов, а предпочтение отдается иммерсивным и интерактивным экспозициям. «Кажется, еще нигде основная коллекция не вовлекалась так широко, как у нас, — говорит Алекс Ньюсон, главный куратор Young V&A. — Мы хотели сохранить ощущение, что все-таки находимся в музее. Семьи были против того, чтобы он превращался в игровой центр. Они хотели, чтобы здесь чувствовался стиль, язык и авторитет крупного музея».

Лягушонок Кермит. 1976-1980. США. Оригинальный дизайн Джима Хенсона.   Упакован командой технической службы V&A и готов к переезду в игровую галерею Young V&A. Фото: Jamie Stoker/Victoria and Albert Museum
Лягушонок Кермит. 1976-1980. США. Оригинальный дизайн Джима Хенсона. Упакован командой технической службы V&A и готов к переезду в игровую галерею Young V&A.
Фото: Jamie Stoker/Victoria and Albert Museum

Наряду с постоянными экспозициями Young V&A будет устраивать ежегодные временные выставки. Первая, «Япония. От мифов до манги», откроется в октябре. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+