18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка Олега Маслова «Пейзаж негодяя» проходит в «К35»

Олег Маслов. «Эквилибриум». 2013. Фото: К35
Олег Маслов. «Эквилибриум». 2013.
Фото: К35

В экспозицию включены работы художника, написанные за последний год в Венгрии и в России, на Валдае

«Пейзаж негодяя» — так зажигательно профессор живописи Новой академии изящных искусств (НАИИ) Олег Маслов назвал экспозицию своего последнего цикла пейзажей, созданных зимой и летом в России и Венгрии. Поскольку человеческие фигуры в этих ландшафтах практически отсутствуют, то можно предположить, что «негодяй» либо спрятался в природных кущах, как на загадках-перевертышах «найди здесь охотника», либо растворился в органических пикселях первичных субстанций натуры, либо художник иронизирует над собой, рефлексируя пейзаж как результат некой логики своего творческого пути.

Действительно, пейзаж, появившийся в России во второй половине XVIII века одновременно с Академией художеств, изначально занимал, вместе с натюрмортом, последнее место в иерархии жанров академической живописи французского классицизма — вслед за исторической картиной, портретом и бытовым жанром. Ныне жанр, который вообще не рассматривался как достойный, — карикатура и гротеск в разных своих ипостасях — покорил мир, перемешал в себе все прежние иерархии. Пейзаж теперь может интерпретироваться не только в связи с конкретным ландшафтом — как марина (морской пейзаж), ведута (городские перспективы) и так далее, но и как пейзаж души (абстракция и психоделика), сюрреалистический мир фэнтези, китч, мир машины/компьютера, космический пейзаж, микромир под микроскопом, индустриальный/какотопический ландшафт и прочие «виды», развитие которых стимулируют новые технологии.

Олег Маслов. «Стог сена в окрестностях Пачи». 2022. Фото: К35
Олег Маслов. «Стог сена в окрестностях Пачи». 2022.
Фото: К35

История пейзажа подобна освоению неведомого мира в эпоху Великих географических открытий и откровений медитирующих просветленных, путешествующих, не покидая своего двора. Социально ответственные отечественные искусствоведы полагали, что русский пейзаж возник где-то в бидермаере (например, «Зимний пейзаж» Никифора Крылова 1827 года из собрания ГРМ), когда он перестал переживаться как северный и зимний в смысле несвободы, неестественности по отношению к идеальной, комфортной и исторически благородной итальянской натуре.

В ранних неоакадемических полотнах Маслова начала 1990-х пейзаж выполняет вспомогательную роль фона, кулисы для классицизированной фигуры. В одной из картин того времени — «Царство Флоры» (1992) — пейзажный задник в лубочном стиле ему пишет Иветта Померанцева, как это было в классическом искусстве, когда специалисты разного профиля объединялись и, например, Шишкин писал пейзаж в живописных коллаборациях с Савицким и Корзухиным, писавшими фигуры. В фотографических сериях и циклах, созданных по постановочным фотографиям совместно с президентом НАИИ Виктором Кузнецовым в 1990-е годы («Голубая лагуна», «Тайны Священной рощи», «Посвящение Семирадскому» и «Посвящение Альма-Тадеме»), пейзаж играет роль декорации, в которой друзья использовали широкий стилистический арсенал от Никола Пуссена до группы «Наби».

В 2000-е пейзаж в живописи Олега Маслова постепенно эмансипируется, и уже человеческие фигуры начинают выполнять декоративную роль безликого стаффажа, когда красные трусы («Эквилибриум», 2013) или кепка туриста играют ту же роль, что и локальный цветовой акцент у Джона Констебла. Тогда же появляются первые чисто пейзажные полотна («Райские кущи», 2013), которые спустя десять лет станут мейнстримом в творчестве мастера.

В 2010-е Маслов на долгие годы подпадает под дурман садовых цветов. Именно в эти годы рождаются циклы «Эхинацеи и циннии» и «Веселые друзья», где сохраняется поп-артистская бодрая легкость, формируется почти кислотный колорит, а зритель видит роскошные гигантские георгины через оптику детской книги Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (выставка «Увеличение, или Blow up», 2018).

Олег Маслов. «Веселые друзья». Фото: К35
Олег Маслов. «Веселые друзья».
Фото: К35

За пейзажной живописью Маслова стоит фотография — это photo-based art. Но, как говорил еще один профессор НАИИ, Георгий Гурьянов, «живопись стоит выше фотографии, так как открывает гораздо больше возможностей в плане идеализации и возвеличивания природы». Автоироничный Маслов не столь строг и суров, и в новом цикле он, подобно диджею, весело сводит стихии Исаака Левитана, Архипа Куинджи и Константина Юона с Пьером Боннаром и ранним Василием Кандинским, Георгием Нисским и Дэвидом Хокни, иногда добиваясь просто галлюциногенного эффекта праздника. Витальность этого торжества сочетается с четкостью эстетики «искусства в эпоху его технической воспроизводимости», и пейзажи Олега Маслова просятся на брандмауэр и на марку, в респектабельный интерьер и на фотообои, в пазл или календарь.

Живопись НАИИ работала с внешними эффектами фактур больше, чем с сюжетом и «содержанием» произведения, и на картинах Маслова «глубокомысленные» перспективы, уводящие вдаль, как и карнавально-рейверские привороты, обманчивы. Это не аффекты, а крепкая сделанность, не хаос, а гипнотический орнамент. Его картины отражают нас как встречный, несколько меланхоличный, твердый и ироничный и, в лучшем смысле этого слова, трезвый взгляд негодяя-денди.

Галерея современного искусства «К35»
«Пейзаж негодяя»
До 19 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+