18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Черепа и младенцев Рона Мьюека показывают в Париже

Рон Мьюек. Mass. 2017. Фото: Fondation Cartier
Рон Мьюек. Mass. 2017.
Фото: Fondation Cartier
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Фонд современного искусства Cartier привез в столицу Франции старые и новые работы знаменитого австралийского скульптора, которые поражают противоестественным масштабом и педантичным вниманием к деталям

Когда-то Фонд Cartier стал первым музеем, выставившим во Франции работы австралийского художника Рона Мьюека. Сейчас в фонде проходит его третья выставка, где представлены монументальная инсталляция из черепов, а также несколько самых знаменитых и самых свежих работ скульптора, чьи произведения способны впечатлить любого.

Само название монументальной инсталляции — Mass («масса» или «месса») — заявляет о возможности различных интерпретаций: оно может обозначать и беспорядочную кучу, и религиозную церемонию. Работа, выполненная по заказу Национальной галереи Виктории (Мельбурн, Австралия) в 2017 году, изначально состояла из сотни гигантских человеческих черепов, сложенных в кучу. Художник по-разному отбирает и перекладывает эти черепа для каждой новой выставки, пытаясь дать зрителям ни с чем не сравнимый физический (между черепами можно гулять) и психологический опыт, заставляет задуматься о фундаментальных аспектах нашего существования.

Иконография черепа сама по себе неоднозначна; в истории искусства она связана с краткостью человеческой жизни и широко распространена в массовой культуре. Для Мьюека «человеческий череп — сложный объект. Мощный графический знак, который мы сразу узнаём. Знакомый и экзотический, он отталкивает и притягивает одновременно. Его невозможно игнорировать, он требует нашего внимания на подсознательном уровне».

Черепа выставлены группой — этим Mass отличается от предыдущих работ художника, последовательно изображающих отдельного человека в его индивидуальности. Во Франции впервые выставлен «Мертвый груз» (2021) — чугунный череп весом почти 2 т. В отличие от других, подчеркнуто натуралистических работ, здесь художник оставил следы литья — так он позволяет природе процесса и материала говорить за себя.

Рон Мьюек. Без названия (Три собаки). 2023. Фото: Fondation Cartier
Рон Мьюек. Без названия (Три собаки). 2023.
Фото: Fondation Cartier

«Мертвым грузом» и новой работой — грозной группой огромных собак — скульптор продолжает отход от своей предыдущей практики тщательного воспроизведения каждой детали кожи, волос и одежды.

На выставке показаны и те произведения Мьюека, что уже признаны классикой. Это «Младенец» (2000) — крошечная, примерно вдвое меньше реальной, фигурка новорожденного, сделанная по картинке из медицинского учебника, где акушерка держит его за ножки. Воспроизведенная в мельчайших подробностях, фигурка перевернута и помещена на стену — зрителю предлагается созерцать ее как религиозный образ. Напротив, «Девочка» (2006), с еще не перерезанной пуповиной, огромна — ошеломляющее искажение масштаба заставляет нас вновь и вновь переживать чудо рождения.

Рон Мьюек. «Девочка». 2006. Фото: Fondation Cartier
Рон Мьюек. «Девочка». 2006.
Фото: Fondation Cartier

В «Человеке в лодке» (2002) художник опять пользуется своим коронным приемом сбоя масштаба (его человеческие фигуры всегда больше или меньше реальных). Здесь обнаженный мужчина, примерно на треть меньше реального, сидит в настоящей лодке — которая ему несоразмерно велика. Потерянный в пространстве, он вглядывается вдаль.

К этой выставке Фонд Cartier заказал французскому режиссеру и фотографу Готье Деблону фильм, который тот снимал в течение нескольких недель в мастерской художника, документируя рождение двух новых работ, созданных специально для парижского показа.

Рон Мьюек. «Человек в лодке». 2002. Фото: Fondation Cartier
Рон Мьюек. «Человек в лодке». 2002.
Фото: Fondation Cartier

Важно отметить, что работа над сверхъестественными и убедительными во всех подробностях персонажами занимает у скульптора месяцы, а иногда и годы. Его наследие за период чуть менее 30 лет (Рон Мьюек родился в Мельбурне в 1958-м, живет в Великобритании с 1986-го) состоит из 48 работ. Сегодня Фонд Cartier является единственной французской институцией, в коллекции которой есть его произведения.  

Фонд современного искусства Cartier
Рон Мьюек
До 5 ноября

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+