18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Черепа и младенцев Рона Мьюека показывают в Париже

Рон Мьюек. Mass. 2017. Фото: Fondation Cartier
Рон Мьюек. Mass. 2017.
Фото: Fondation Cartier
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Фонд современного искусства Cartier привез в столицу Франции старые и новые работы знаменитого австралийского скульптора, которые поражают противоестественным масштабом и педантичным вниманием к деталям

Когда-то Фонд Cartier стал первым музеем, выставившим во Франции работы австралийского художника Рона Мьюека. Сейчас в фонде проходит его третья выставка, где представлены монументальная инсталляция из черепов, а также несколько самых знаменитых и самых свежих работ скульптора, чьи произведения способны впечатлить любого.

Само название монументальной инсталляции — Mass («масса» или «месса») — заявляет о возможности различных интерпретаций: оно может обозначать и беспорядочную кучу, и религиозную церемонию. Работа, выполненная по заказу Национальной галереи Виктории (Мельбурн, Австралия) в 2017 году, изначально состояла из сотни гигантских человеческих черепов, сложенных в кучу. Художник по-разному отбирает и перекладывает эти черепа для каждой новой выставки, пытаясь дать зрителям ни с чем не сравнимый физический (между черепами можно гулять) и психологический опыт, заставляет задуматься о фундаментальных аспектах нашего существования.

Иконография черепа сама по себе неоднозначна; в истории искусства она связана с краткостью человеческой жизни и широко распространена в массовой культуре. Для Мьюека «человеческий череп — сложный объект. Мощный графический знак, который мы сразу узнаём. Знакомый и экзотический, он отталкивает и притягивает одновременно. Его невозможно игнорировать, он требует нашего внимания на подсознательном уровне».

Черепа выставлены группой — этим Mass отличается от предыдущих работ художника, последовательно изображающих отдельного человека в его индивидуальности. Во Франции впервые выставлен «Мертвый груз» (2021) — чугунный череп весом почти 2 т. В отличие от других, подчеркнуто натуралистических работ, здесь художник оставил следы литья — так он позволяет природе процесса и материала говорить за себя.

Рон Мьюек. Без названия (Три собаки). 2023. Фото: Fondation Cartier
Рон Мьюек. Без названия (Три собаки). 2023.
Фото: Fondation Cartier

«Мертвым грузом» и новой работой — грозной группой огромных собак — скульптор продолжает отход от своей предыдущей практики тщательного воспроизведения каждой детали кожи, волос и одежды.

На выставке показаны и те произведения Мьюека, что уже признаны классикой. Это «Младенец» (2000) — крошечная, примерно вдвое меньше реальной, фигурка новорожденного, сделанная по картинке из медицинского учебника, где акушерка держит его за ножки. Воспроизведенная в мельчайших подробностях, фигурка перевернута и помещена на стену — зрителю предлагается созерцать ее как религиозный образ. Напротив, «Девочка» (2006), с еще не перерезанной пуповиной, огромна — ошеломляющее искажение масштаба заставляет нас вновь и вновь переживать чудо рождения.

Рон Мьюек. «Девочка». 2006. Фото: Fondation Cartier
Рон Мьюек. «Девочка». 2006.
Фото: Fondation Cartier

В «Человеке в лодке» (2002) художник опять пользуется своим коронным приемом сбоя масштаба (его человеческие фигуры всегда больше или меньше реальных). Здесь обнаженный мужчина, примерно на треть меньше реального, сидит в настоящей лодке — которая ему несоразмерно велика. Потерянный в пространстве, он вглядывается вдаль.

К этой выставке Фонд Cartier заказал французскому режиссеру и фотографу Готье Деблону фильм, который тот снимал в течение нескольких недель в мастерской художника, документируя рождение двух новых работ, созданных специально для парижского показа.

Рон Мьюек. «Человек в лодке». 2002. Фото: Fondation Cartier
Рон Мьюек. «Человек в лодке». 2002.
Фото: Fondation Cartier

Важно отметить, что работа над сверхъестественными и убедительными во всех подробностях персонажами занимает у скульптора месяцы, а иногда и годы. Его наследие за период чуть менее 30 лет (Рон Мьюек родился в Мельбурне в 1958-м, живет в Великобритании с 1986-го) состоит из 48 работ. Сегодня Фонд Cartier является единственной французской институцией, в коллекции которой есть его произведения.  

Фонд современного искусства Cartier
Рон Мьюек
До 5 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+