Когда-то Фонд Cartier стал первым музеем, выставившим во Франции работы австралийского художника Рона Мьюека. Сейчас в фонде проходит его третья выставка, где представлены монументальная инсталляция из черепов, а также несколько самых знаменитых и самых свежих работ скульптора, чьи произведения способны впечатлить любого.
Само название монументальной инсталляции — Mass («масса» или «месса») — заявляет о возможности различных интерпретаций: оно может обозначать и беспорядочную кучу, и религиозную церемонию. Работа, выполненная по заказу Национальной галереи Виктории (Мельбурн, Австралия) в 2017 году, изначально состояла из сотни гигантских человеческих черепов, сложенных в кучу. Художник по-разному отбирает и перекладывает эти черепа для каждой новой выставки, пытаясь дать зрителям ни с чем не сравнимый физический (между черепами можно гулять) и психологический опыт, заставляет задуматься о фундаментальных аспектах нашего существования.
Иконография черепа сама по себе неоднозначна; в истории искусства она связана с краткостью человеческой жизни и широко распространена в массовой культуре. Для Мьюека «человеческий череп — сложный объект. Мощный графический знак, который мы сразу узнаём. Знакомый и экзотический, он отталкивает и притягивает одновременно. Его невозможно игнорировать, он требует нашего внимания на подсознательном уровне».
Черепа выставлены группой — этим Mass отличается от предыдущих работ художника, последовательно изображающих отдельного человека в его индивидуальности. Во Франции впервые выставлен «Мертвый груз» (2021) — чугунный череп весом почти 2 т. В отличие от других, подчеркнуто натуралистических работ, здесь художник оставил следы литья — так он позволяет природе процесса и материала говорить за себя.
«Мертвым грузом» и новой работой — грозной группой огромных собак — скульптор продолжает отход от своей предыдущей практики тщательного воспроизведения каждой детали кожи, волос и одежды.
На выставке показаны и те произведения Мьюека, что уже признаны классикой. Это «Младенец» (2000) — крошечная, примерно вдвое меньше реальной, фигурка новорожденного, сделанная по картинке из медицинского учебника, где акушерка держит его за ножки. Воспроизведенная в мельчайших подробностях, фигурка перевернута и помещена на стену — зрителю предлагается созерцать ее как религиозный образ. Напротив, «Девочка» (2006), с еще не перерезанной пуповиной, огромна — ошеломляющее искажение масштаба заставляет нас вновь и вновь переживать чудо рождения.
В «Человеке в лодке» (2002) художник опять пользуется своим коронным приемом сбоя масштаба (его человеческие фигуры всегда больше или меньше реальных). Здесь обнаженный мужчина, примерно на треть меньше реального, сидит в настоящей лодке — которая ему несоразмерно велика. Потерянный в пространстве, он вглядывается вдаль.
К этой выставке Фонд Cartier заказал французскому режиссеру и фотографу Готье Деблону фильм, который тот снимал в течение нескольких недель в мастерской художника, документируя рождение двух новых работ, созданных специально для парижского показа.
Важно отметить, что работа над сверхъестественными и убедительными во всех подробностях персонажами занимает у скульптора месяцы, а иногда и годы. Его наследие за период чуть менее 30 лет (Рон Мьюек родился в Мельбурне в 1958-м, живет в Великобритании с 1986-го) состоит из 48 работ. Сегодня Фонд Cartier является единственной французской институцией, в коллекции которой есть его произведения.
Фонд современного искусства Cartier
Рон Мьюек
До 5 ноября