18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дюрер и Кранах: выставка в Твери предлагает сопоставить работы двух великих мастеров

Лукас Кранах Младший. «Портрет Иогана Фридриха Великодушного». Фото: Тверская картинная галерея
Лукас Кранах Младший. «Портрет Иогана Фридриха Великодушного».
Фото: Тверская картинная галерея

В Тверской картинной галерее открылась выставка «Дюрер и Кранах: образы Северного Возрождения». Это уже седьмая по счету экспозиция в рамках программы «Большое искусство — Большой России», показывающая шедевры из частных коллекций

Выставка в Тверской картинной галерее сделана Международной конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров при поддержке правительства и министерства культуры Тверской области в рамках программы «Большое искусство — Большой России». С 2013 года благодаря этой инициативе состоялись художественные выставки в Твери, Плёсе, Ржеве, Звенигороде, Тарусе, Владимире, Калуге и Арзамасе.

Проект призван показать, что, хотя выставочные связи с европейскими и американскими музеями приостановлены, запасов первоклассных произведений, хранящихся в частных коллекциях, хватит на десятки экспозиций.

Альбрехт Дюрер. «Обручение Марии». 1504.  Фрагмент. Из серии гравюр на дереве «Жизнь Марии». Фото: Тверская картинная галерея
Альбрехт Дюрер. «Обручение Марии». 1504. Фрагмент. Из серии гравюр на дереве «Жизнь Марии».
Фото: Тверская картинная галерея

Выставка состоит в основном из работ из частных московских собраний. Альбрехт Дюрер превосходит количеством и главенствует в графике — по периметру зала расположены циклы «Жизнь Марии» и «Гравированные Страсти» (1508–1512), который иногда называют «Страсти на меди» (коллекция Андриана Мельникова). Над первым циклом Дюрер работал девять лет (1502–1511) и именно в нем вывел гравюру на дереве, считавшуюся чем-то примитивным и народным, на высокий уровень. Он уделяет большое внимание архитектурным элементам фона и почти в каждой работе использует систему прямой перспективы, которую, как предполагается, перенял во время своего путешествия в Италию. Серия «Жизнь Марии» является одним из самых известных творений Дюрера, которое многократно копировали. Для выставки эти оттиски предоставила галерея Андрея Дзамашвили.

Альбрехт Дюрер. «Посещение Марией Елизаветы». 1503–1504. Фрагмент. Из серии гравюр на дереве «Жизнь Марии». Фото: Тверская картинная галерея
Альбрехт Дюрер. «Посещение Марией Елизаветы». 1503–1504. Фрагмент. Из серии гравюр на дереве «Жизнь Марии».
Фото: Тверская картинная галерея

Графическому Дюреру семья Кранахов на выставке противостоит двумя живописными работами: «Неравная пара» (не ранее 1525) Лукаса Кранаха Старшего (собрание галереи «На Патриарших») и портрет Иоганна Фридриха Великодушного, курфюрста Саксонии (1547), кисти Лукаса Кранаха Младшего, который является одним из нескольких сохранившихся прижизненных портретов курфюрста. Работа создана в последний год правления Иоганна Фридриха, после этого правитель был низложен императором Карлом V и провел пять лет в плену. Обе картины в разные годы экспонировались в ГМИИ имени А.С.Пушкина и в Эрмитаже. «Курфюрст Саксонии» принадлежит Михаилу Перченко — обладателю одной из самых крупных коллекций старых мастеров в России.

Лукас Кранах Старший. «Неравная пара». Не ранее 1525. Фото: Тверская картинная галерея
Лукас Кранах Старший. «Неравная пара». Не ранее 1525.
Фото: Тверская картинная галерея

Можно ли сравнивать двух гениев Северного Возрождения? Лукас Кранах — отец большого семейства, основатель мастерской, которая заполонила своими утонченными злотокудрыми венерами весь европейский рынок, и Альбрехт Дюрер — фактически одиночка. Дюрер не оставил потомства и не имел мастерской, но ему и так активно подражали и подделывали, даже в Италии. Несмотря на название выставки, главный ее герой — все же Дюрер и его невероятное мастерство, ведь для резцовой гравюры недопустимо даже одно неверное движение. Любые погрешности штриховки из-за «дрожания резца» заставляли гравера начинать работу заново. Кстати, по словам куратора выставки Светланы Антоновой, «итальянские мастера не понимали, что такое законченный рисунок, они не считали его отдельным произведением, и Дюрер их в этом поразил».

Экспозиция дополнена гравюрами XVI–XIX веков с видами знаковых для обоих художников городов Нюрнберга, Веймара и Венеции и портретами саксонских курфюрстов Виттенберга, во время правления которых работали мастера. Есть тут и скульптурные изображения святых Георгия и Михаила, а также редкая шкатулка из Нидерландов «Времена года» с инкрустацией перламутром, датированная 1548 годом.

Тверская картинная галерея
«Дюрер и Кранах: образы Северного Возрождения»
До 29 октября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+