18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

300 экспонатов к 130-летию Владимира Маяковского

Михаил Ларионов. Эскиз костюма сверчка для балета «Истории природы». Около 1916. Фото: Государственный литературный музей
Михаил Ларионов. Эскиз костюма сверчка для балета «Истории природы». Около 1916.
Фото: Государственный литературный музей
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Желтая кофта футуриста, декорации к «Мистерии-буфф», плакаты для телеграфного агентства РОСТА, кольцо Лили Брик, ручки Parker и Montblanc — Литературный музей выставил множество предметов, рассказывающих о жизни поэта

Выставка, посвященная 130-летию Владимира Маяковского, поражает крошечным пространством, в котором она располагается, явно не соответствующим масштабу его фигуры. Под нее отведен один этаж — квартира бывшего доходного дома на Зубовском бульваре, который принадлежит Государственному музею истории российской литературы им. В.И.Даля.

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Музей В.В.Маяковского до сих пор закрыт на реконструкцию, и две организации объединили усилия, чтобы отметить круглую дату, выставив рекордное количество реликвий и раритетов из своих коллекций — целых 300! Плотность экспозиции создает особую ауру подлинности, тем более ценную, что Маяковский давно превратился в полумифическую фигуру из советского культурного пантеона, действительно став «облаком в штанах», и уже не в качестве поэтической метафоры, а в смысле информационного облака школьных цитат, бульварных фактов, канонических портретов. И выставка поражает прежде всего тем, что все эти шаблонные мемы вдруг оживают, оказываются документами, правдивыми свидетельствами одной выдающейся жизни.

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Все знают про желтую кофту футуриста — в витрине лежит ее лоскут, не такой уж и ярко-желтый, из бумазеи. А рядом — карикатура «Футуризм в деревне». Маяковский в кофте и котелке в виде пугала на огороде. А еще его визитная карточка собственного дизайна (да, футурист раздавал визитки). Реже вспоминают, что Маяковский по образованию художник и выбрал Училище живописи, ваяния и зодчества не просто так, а потому что там не требовали бумагу о благонадежности (с этим у юного политического активиста, отсидевшего в тюрьме, было туго). В витрине мы видим рисунок углем классов училища с молодым демоническим Маяковским у мольберта — работы Льва Жегина, кубистический ускользающий образ поэта, который пытался уловить Василий Чекрыгин, многофигурную карикатуру Михаила Ле-Дантю «Поход Игоря Северянина на Берлин», где в тусовке из «Бродячей собаки» можно разглядеть Маяковского, и еще десятки рисунков, карикатур, шаржей, фотографий.

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Помимо коллеги-конструктивиста Александра Родченко, его снимали пикториалист Николай Свищов-Паола и модернист Ласло Мохой-Надь, а также анонимный фотограф Охранного отделения, рисовал Давид Бурлюк, и даже Александр Дейнека создал парадный портрет Маяковского-пропагандиста. Все они представляют разные образы, как будто речь идет не об одном человеке, а по крайней мере о десятке героев.

Эту идею многоликости Маяковского и взяли за основу организаторы выставки, опираясь на его собственные определения. Куратор выставки Лариса Алексеева риторически вопрошает: «О чем поэта можно было бы спросить сегодня, кем представить? Рэпером, рекламщиком, дизайнером, художником стрит-арта или блогером-миллионником?» Конечно, и тем, и тем, и тем!

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Всего у выставки девять микроразделов: «Нахал в желтой кофте» (футуристическая эпопея), «Будетлянский силач и Новый Ной» (здесь впечатляющие эскизы самого Маяковского к «Мистерии-буфф»), «Не для денег родившийся» (роли в кино), «Человек большого РОСТА» (работа в телеграфном агентстве и рекламе) и в конце концов «Непонятный массам». Период травли поэта, закончившийся самоубийством, представлен злобными карикатурами Кукрыниксов и записочками с вопросами читателей, которые коллекционировал Маяковский, — они показывают, откуда у нас идет традиция «троллей».

Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее. Фото: Государственный литературный музей
Выставка «О разных Маяковских» в Государственном литературном музее.
Фото: Государственный литературный музей

Что касается личной жизни, то романтическим хитом выставки можно считать пару колец-печаток с гравировками, заказанных Маяковским в 1918 году для себя и Лили Брик. Но этой, самой знаменитой любовной лодкой дело не ограничивается. На выставке можно найти и изображения Марии Денисовой, которой посвящено «Облако в штанах», и фото Маяковского с дочкой Патрицией, и портрет ее матери Элли Джонс. В витрине «Щен и другие» — всё про его собак и других животных. Не обойдены и простительные слабости героя: показан и чек из Парижа за запчасти к Renault, и щегольские ручки — Parker и Montblanc, и миниатюрная рулетка большого поэта.  

Государственный литературный музей
«О разных Маяковских»
До 14 января

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+