Два крупнейших музея Франции, Центр Помпиду и Национальный музей Пикассо, при содействии департамента Иль-де-Франс и города Масси планируют построить для себя хранилище, объединенное с реставрационными мастерскими и выставочными залами. Местом избран Масси — город (коммуна) примерно в 15 км к югу от Парижа, а одним из главных партнеров станет Университет Париж-Сакле. Строительство комплекса начнется летом 2024 года и должно закончиться летом 2026-го.
О необходимости такого пространства Национальный музей современного искусства (Центр Помпиду, или Бобур) и парижский Музей Пикассо задумывались давно. И тот и другой обладают громадными коллекциями — и историческими зданиями в центре столицы, которые невозможно расширить. В собрании Центра Помпиду сейчас насчитывается более 140 тыс. произведений, это самая большая в Европе коллекция современного искусства. И она продолжает пополняться: закупки осуществляются трижды в год. Кроме того, Центр Помпиду много и охотно дает произведения на выставки другим музеям (а значит, необходима удобная логистика) — и, самое главное, скоро должен закрыться на реставрацию (с 2025 года начнутся модернизация здания и удаление асбеста, который прежде широко использовался при строительстве, а ныне признан канцерогенным материалом).
Парижский Музей Пикассо размещается в особняке XVII века и также владеет большой коллекцией — около 10 тыс. экспонатов — и огромными архивами — более 200 тыс. единиц хранения, многие из которых еще требуют изучения. Для обеих институций принципиально важны и реставрационные мастерские.
Масси как место для новой институции (полное название которой Centre Pompidou Francilien — Fabrique de l’Art / Musée national Picasso-Paris) было выбрано сразу — благодаря хорошей транспортной доступности и высокому культурному уровню (в городе есть даже своя опера). Проект разрабатывали архитектор Филипп Шамбаретта и его бюро PCA-STREAM в тесном сотрудничестве с музейщиками. Фасад трехэтажного здания площадью 30 тыс. кв. м с точки зрения архитектуры будет своеобразным «отражением» хайтековского Бобура, построенного Ренцо Пьяно и Ричардом Роджерсом в 1977 году. Тема энергичной диагонали, созданной в нем вынесенными на фасад инженерными коммуникациями, здесь повторена лестницей, видной сквозь остекление фасада. Хотя высокие технологии ныне понимаются по-другому: грубая поверхность бетона должна напоминать о ценности природы, фасад призван обеспечивать пассивную теплозащиту здания, все пространства модульные, в них будет использовано много возобновляемого материала — дерева, крышу покроют солнечные панели.
В целом здание должно получиться максимально рациональным. Прозрачный и гостеприимный главный, южный фасад, за которым расположатся публичные пространства, будет открываться в сторону искусственного озера и парка. За почти монолитным северным фасадом будут скрываться запасники и реставрационные мастерские. Предусмотрена огромная общедоступная терраса.
Из 30 тыс. кв. м общей площади почти 25 тыс. кв. м выделено Центру Помпиду; более 2 тыс. кв. м в виде отдельного блока помещений получит Музей Пикассо. Тяжелые и громоздкие произведения (а для современного искусства они актуальны) займут цокольный этаж, более легкие расположатся в фондовых хранилищах наверху. На первом и втором уровне в северной части здания запланированы реставрационные мастерские, специализированные по материалам: живопись, скульптура и инсталляция, графика, фотография, предметный дизайн и архитектура, обеспеченные самым современным оборудованием. Специальный зал отведен для студенческих мастер-классов. Около 3 тыс. кв. м предназначено для выставок и постоянных культурных мероприятий.
Стоить строительство комплекса будет €105 млн, что для музейного здания не так уж много (примерно столько тратит ежегодно на культурные проекты регион Иль-де-Франс).