18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Родословная отечественного дизайна — с именами и трендами

Будильник Б-8. 2-ой Московский часовой завод. 1940-1950-е. Фото: Московский музей дизайна
Будильник Б-8. 2-ой Московский часовой завод. 1940-1950-е.
Фото: Московский музей дизайна
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Каталог выставки «История российского дизайна. Избранное»: больше, чем каталог, но меньше, чем выставка. Издание Московского музея дизайна содержит не только информацию об экспонатах, но и анализ 100-летней истории вопроса

Московский музей дизайна выпустил книгу «История российского дизайна. Избранное». То же название носит выставка, которая открылась в залах этого музея в Новой Третьяковке в 2022 году и, время от времени обновляясь, работает до сих пор. Большинство предметов, опубликованных в книге, — экспонаты выставки. Но это не каталог, а, скорее, богато иллюстрированный очерк истории отечественного дизайна, отдельные главы которого написали шесть авторов: директор музея Александра Санькова, его ведущий научный сотрудник Ольга Дружинина, коллекционер и знаток дизайна Азат Романов, преподаватели Строгановской академии — Александр и Екатерина Лаврентьевы, Евгений Жердев.

«История российского дизайна. Избранное». М.: Московский музей дизайна. 2022. 272 с., ил.
«История российского дизайна. Избранное». М.: Московский музей дизайна. 2022. 272 с., ил.

Московский музей дизайна существует с 2012 года. За это время он организовал более 20 выставок, причем многие из них были передвижные. Показывали их на разных площадках, от Музея Циммерли в США до Омска и Выксы. Музей хорошо известен профессиональному сообществу во многих странах. Он издал несколько книг на русском и английском языках. При этом он — частная организация, существующая без регулярной государственной поддержки. Раньше, в эпоху «капковской оттепели», у него была площадка в московском Манеже. Потом музей долго не имел собственного выставочного пространства и лишь относительно недавно получил в распоряжение половину антресольного этажа в Новой Третьяковке, где раньше находился ЦДХ.

По мере того как пополняется коллекция музея, отбор предметов, которые он показывает на своих выставках, становится все более строгим и осмысленным. На последней из них, той самой, на материале которой вышла книга, я видел редкости, от которых замирало сердце: мебель, спроектированную Юрием Соловьевым, легендарным директором Института технической эстетики, для собственной квартиры; графику Абрама Дамского — главного советского специалиста по светотехнике; дипломный проект Александра Лаврентьева, важного персонажа художественной сцены 1970–1980-х годов и одного из авторов этого издания; и превосходные работы нескольких молодых дизайнеров. Далеко не все экспонаты принадлежат музею — многие взяты на время из личных архивов дизайнеров или их потомков.

Кресло для отдыха. Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ), Шатурский мебельный комбинат, 1970-е. Фото: Московский музей дизайна
Кресло для отдыха. Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели (ВПКТИМ), Шатурский мебельный комбинат, 1970-е.
Фото: Московский музей дизайна

О том, что музей показывает в Новой Третьяковке, можно составить представление по книге, но оно не будет полным. Не все, что показано на иллюстрациях, можно найти на выставке. Предметов, появившихся в обновленной экспозиции уже после того, как книга вышла в свет, в ней, естественно, тоже нет. В целом выставку и книгу музей рассматривает как два разных способа отчитаться об одном исследовании. Они связаны между собой не напрямую, а, так сказать, генетически.

Книга охватывает историю предметного и графического дизайна в России с начала XX века до наших дней. Тема обширная, и поэтому авторы добавили в заголовок осторожное уточнение «Избранное», как бы извиняясь перед читателями за то, что раскрывают тему фрагментарно. Опасение напрасное: более широкой панорамы истории отечественного дизайна сейчас не существует. Особенно подробно освещены последние несколько лет: раздел о современном дизайне занимает 70 страниц — треть объема книги. В ней нашлось место и для книг, и для плакатов, и для предметов интерьера, и для транспорта.

Авторы издания — ведущие современные историки дизайна, и написанные ими главы — качественные научно-популярные очерки. При этом они разные. Эссе Екатерины Лаврентьевой о графическом дизайне увлекательно читать, следя за полетом мысли автора, притом в нем достаточно и фактического материала. Главе Азата Романова недостает образности и свободы, которые я ценю в его текстах в социальных сетях. А когда читаешь отчет Александры Саньковой о современном состоянии российского дизайна, который идет «отличным от западного путем» и сохраняет «культурные коды», сложно не увидеть здесь связи с тем обстоятельством, что книга издана при поддержке нескольких государственных организаций.

Самовар электрический с чайником «Спутник» К. Собакин. 1975. Фото: Московский музей дизайна
Самовар электрический с чайником «Спутник» К. Собакин. 1975.
Фото: Московский музей дизайна

Мне известно, что информация, изложенная в текстах книги и подписях к ее иллюстрациям, получена в результате серьезных исследований: архивных изысканий, интервью с дизайнерами. Но в ней нет ни библиографии, ни ссылок, из-за чего достоверность собранных сведений невозможно оценить. Подписи не во всем следуют стандарту музейного этикетажа: в них не указаны материалы, из которых сделаны предметы, и их размеры. Можно сказать, что степень научности издания соответствует уровню учебного пособия, но не монографии.

При всем том, повторю, «История российского дизайна. Избранное» — самый богатый источник сведений о дизайне России последних 100 лет. Нигде больше не найти такого количества предметов, имен, дат. В книге подведен итог десятилетней собирательской и исследовательской работы музея. Это дорогого стоит. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+