Московский музей дизайна выпустил книгу «История российского дизайна. Избранное». То же название носит выставка, которая открылась в залах этого музея в Новой Третьяковке в 2022 году и, время от времени обновляясь, работает до сих пор. Большинство предметов, опубликованных в книге, — экспонаты выставки. Но это не каталог, а, скорее, богато иллюстрированный очерк истории отечественного дизайна, отдельные главы которого написали шесть авторов: директор музея Александра Санькова, его ведущий научный сотрудник Ольга Дружинина, коллекционер и знаток дизайна Азат Романов, преподаватели Строгановской академии — Александр и Екатерина Лаврентьевы, Евгений Жердев.
Московский музей дизайна существует с 2012 года. За это время он организовал более 20 выставок, причем многие из них были передвижные. Показывали их на разных площадках, от Музея Циммерли в США до Омска и Выксы. Музей хорошо известен профессиональному сообществу во многих странах. Он издал несколько книг на русском и английском языках. При этом он — частная организация, существующая без регулярной государственной поддержки. Раньше, в эпоху «капковской оттепели», у него была площадка в московском Манеже. Потом музей долго не имел собственного выставочного пространства и лишь относительно недавно получил в распоряжение половину антресольного этажа в Новой Третьяковке, где раньше находился ЦДХ.
По мере того как пополняется коллекция музея, отбор предметов, которые он показывает на своих выставках, становится все более строгим и осмысленным. На последней из них, той самой, на материале которой вышла книга, я видел редкости, от которых замирало сердце: мебель, спроектированную Юрием Соловьевым, легендарным директором Института технической эстетики, для собственной квартиры; графику Абрама Дамского — главного советского специалиста по светотехнике; дипломный проект Александра Лаврентьева, важного персонажа художественной сцены 1970–1980-х годов и одного из авторов этого издания; и превосходные работы нескольких молодых дизайнеров. Далеко не все экспонаты принадлежат музею — многие взяты на время из личных архивов дизайнеров или их потомков.
О том, что музей показывает в Новой Третьяковке, можно составить представление по книге, но оно не будет полным. Не все, что показано на иллюстрациях, можно найти на выставке. Предметов, появившихся в обновленной экспозиции уже после того, как книга вышла в свет, в ней, естественно, тоже нет. В целом выставку и книгу музей рассматривает как два разных способа отчитаться об одном исследовании. Они связаны между собой не напрямую, а, так сказать, генетически.
Книга охватывает историю предметного и графического дизайна в России с начала XX века до наших дней. Тема обширная, и поэтому авторы добавили в заголовок осторожное уточнение «Избранное», как бы извиняясь перед читателями за то, что раскрывают тему фрагментарно. Опасение напрасное: более широкой панорамы истории отечественного дизайна сейчас не существует. Особенно подробно освещены последние несколько лет: раздел о современном дизайне занимает 70 страниц — треть объема книги. В ней нашлось место и для книг, и для плакатов, и для предметов интерьера, и для транспорта.
Авторы издания — ведущие современные историки дизайна, и написанные ими главы — качественные научно-популярные очерки. При этом они разные. Эссе Екатерины Лаврентьевой о графическом дизайне увлекательно читать, следя за полетом мысли автора, притом в нем достаточно и фактического материала. Главе Азата Романова недостает образности и свободы, которые я ценю в его текстах в социальных сетях. А когда читаешь отчет Александры Саньковой о современном состоянии российского дизайна, который идет «отличным от западного путем» и сохраняет «культурные коды», сложно не увидеть здесь связи с тем обстоятельством, что книга издана при поддержке нескольких государственных организаций.
Мне известно, что информация, изложенная в текстах книги и подписях к ее иллюстрациям, получена в результате серьезных исследований: архивных изысканий, интервью с дизайнерами. Но в ней нет ни библиографии, ни ссылок, из-за чего достоверность собранных сведений невозможно оценить. Подписи не во всем следуют стандарту музейного этикетажа: в них не указаны материалы, из которых сделаны предметы, и их размеры. Можно сказать, что степень научности издания соответствует уровню учебного пособия, но не монографии.
При всем том, повторю, «История российского дизайна. Избранное» — самый богатый источник сведений о дизайне России последних 100 лет. Нигде больше не найти такого количества предметов, имен, дат. В книге подведен итог десятилетней собирательской и исследовательской работы музея. Это дорогого стоит.