Трехметровый Андрей Монастырский, посматривая на часы, возвышается над посетителями 11-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow. Гуру московского концептуализма и основатель группы «Коллективные действия», он научил других получать художественные переживания от восприятия незначительных явлений действительности и самого течения времени. Теперь же искусство вокруг Монастырского сгустилось до угрозы коллапса, утрамбовавшись в три дня (Cosmoscow идет с 29 сентября по 1 октября), а сам он, превратившись в «холст, масло», может быть продан за 1 млн руб. — именно столько стоит его исполинский портрет, созданный арт-группой «Россия» для стенда галереи JART. Перенесенная в эпицентр ярмарки отрешенная фигура Монастырского тем не менее дает силы неторопливо осмотреться и выделить в происходящем главное.
Из привычного Гостиного Двора Cosmoscow в этом году переехала в Экспоцентр на Краснопресненской набережной. Только ленивый в преддверии ярмарки не высказался насчет близости новой локации к тому месту, которое стало в последние месяцы мишенью дронов. Оттого неожиданно колко и злободневно выглядит мозаичное панно Ольги Солдатовой со стенда галереи «Веллум» — там изображен пролетающий над Москвой-Сити самолет, в сегодняшнем контексте напоминающий, конечно, беспилотник. В целом же мнения об Экспоцентре среди участников и гостей Cosmoscow разделились: одни находят новую локацию несолидной, другие вполне ею довольны. Можно сказать одно: в Манеже, куда ярмарку переносили в 2021 году, было хуже. Часть галерейных стендов тогда разместили на цокольном этаже, куда многие посетители даже и не подумали спуститься, что сказалось на продажах.
Хотя ярмарка не отказывается от статуса «международной», фактически второй год подряд она является «всероссийской». Галерейная география охватывает несколько точек за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, и все они находятся внутри страны: это Владивосток (галерея «Арка»), Воронеж («Х.Л.А.М.»), Казань (ES Gallery studios), Калуга (Pro Art’s Gallery), Нижний Новгород (Futuro). Художники на ярмарке тоже сплошь отечественные. Тут отличилась галерея Triangle, где представлены работы итальянца Валерио Беррути (его лаконичные фрески с изображением детей на джутовом холсте стоят 3,3 млн руб. каждая), а также Дзохоэ Сюй и Джингге Донга из Китая. Токенизированное искусство Филипа Колберта и «киборга-активиста» Нила Харбиссона представляет Stella’s Art Space (SAS Metagallery). Картины иностранца — латвийского художника Андриса Эглитиса — замечены также на стенде pop/off/art. Старых добрых, тиражных и совсем не современных Рембрандта, Пикассо и Дали со стенда Altmans Gallery как-то даже неловко упоминать в этом контексте.
Экспозиции стендов выглядят очень чинно: показывать «неудобное» искусство сегодня опасаются. А может, это просто не самый подходящий формат для коммерческой ярмарки. Как бы то ни было, на общем фоне стенд XL Projects (дочерний проект галереи XL) можно назвать почти эпатажным. Здесь мы видим работу Айдан Салаховой «Я люблю себя» и довольно откровенную картину позднего — 2008 год — Виктора Пивоварова «Поцелуй желтого квадрата». Последняя, между прочим, предлагается за 5,5 млн руб. — это один из самых дорогих (если не самый дорогой) лотов ярмарки.
Что касается цен, то с ними все довольно прозрачно. Благодаря онлайн-платформе TEO by Cosmoscow, стоимость большинства работ можно узнать, сканируя QR-коды, присвоенные галереям, — настоящая отрада для платежеспособных и просто любопытствующих интровертов. Мраморная скульптура Айдан Салаховой из серии «Она» — 4,1 млн руб. (XL Projects), картины Владимира Дубосарского — 2,5–3,5 млн руб. (Fineart Gallery). Плюс-минус 2 млн руб. можно выложить за живописное ню Наташи Хабаровой с почти бэконовской телесностью (Alina Pinsky Gallery), поп-артистскую картину Гоши Острецова «Секс в городе» (Syntax Gallery), полотна Ольги Чернышевой (Iragui Gallery). Ценник в 1–1,5 млн руб. сопровождает работы Рината Волигамси (11.12 Gallery), Аркадия Насонова и Ольги Тобрелутс (Pogodina Gallery). pop/off/art предлагает добротные абстракции Евгения Михнова-Войтенко и Юрия Злотникова, разброс цен — значительный (от 180 тыс. до 1,5 млн руб.), есть и ранние вещи.
К миллиону ползут цены на работы Гаянэ Аветисян (Serene) и Валерия Чтака (к слову, Syntax Gallery совместно с платформой TEO направят средства, вырученные за некоторые работы Чтака, на его лечение: ему сейчас требуется дорогостоящая медицинская помощь). В районе 500–600 тыс. руб. колеблется стоимость туманных полотен Евгении Буравлевой («КультПроект») и меланхоличных — Милы Плутицкой (Artwin Gallery). В пределах полумиллиона рублей — «говорящие» картины Кирилла Кто (Syntax Gallery), игривые объекты Алины Глазун (Myth gallery), эфемерная графика Димы Филиппова и темперы Анны Желудь (АРТ4). Выбор объектов, графики и коллажей в пределах 100 тыс. руб. тоже велик, и отнюдь не только в секции тиражного искусства. Вообще, говоря о ценообразовании на нынешней Cosmoscow, трудно удержаться от вывода, что размер имеет значение.
Уже в день превью, как водится, возле работ множилось количество красных кружков, означающих, что они нашли покупателей. У стендов даже можно было услышать жалобы охотников за искусством на то, что «все нормальное уже продано». Одним из примечательных лотов, помеченных заветным кружком, стала монументальная, 2 на 3 м, картина Керима Рагимова «Человеческий проект. Эпизод #74» со стенда Marina Gisich Gallery. На ней изображена группа кукол Барби с разными физическими особенностями: без волос, с пятнами витилиго, с протезом ноги, на инвалидной коляске. Фотореалистическое полотно, отвечающее не только глобальному арт-тренду на манифестацию идентичности, но и микротренду на «барбикор», обошлось покупателю почти в 4,5 млн руб.
Большинство коллекционеров — люди непубличные. Но некоторые охотно делятся своим уловом, причем даже в соцсетях. Например, Антон Козлов. Крупнейшие рыбы в его сачке — «Универсальный сундук отечественного искусства» Романа Сакина со стенда «Агентства. Art Ru» и «Серый человек» Корси, который еще недавно пугал посетителей Дома культуры «ГЭС-2», а сегодня, кажется, сам оторопел от ажиотажа на стенде Artwin Gallery.
По всей видимости, вдохновить посетителей на собирание искусства призван традиционный раздел ярмарки «Глазами коллекционера». В этот раз он объединил произведения из коллекций Михаила Царева и петербургского «Стрит-арт хранения».
Те, кто готов перейти к делу, но не знает, что покупать, могут за 10 тыс. руб. взять экскурсию по ярмарке в сопровождении эксперта — он подскажет, на что обратить внимание.
Так, арт-консультант Григорий Корбасов особенно выделяет воронежскую галерею «Х.Л.А.М.», представляющую локальных художников. Среди них — Михаил Добровольский, который, несомненно, обошел бы нейросеть в схватке по созданию многофигурных композиций, которые можно описать ставшей мемом фразой: «Ничего не понятно, но очень интересно». Чтобы все-таки стало понятнее, в качестве названий выступают целые истории. Вот лишь фрагмент одной из них: «Пока Миша с друзьями гоняется за пакетом, безжалостно подхваченным ветром, другая компания, открывая шампанское, случайно попала пробкой в Игоря…» Добровольский называет себя в соцсетях «всратым воином», и его сосед по стенду Иван Горшков вполне мог бы разделить с ним это звание: он включает в свои картины намеренный баг в виде фотожаб с имиджбордов.
Напротив галереи «Х.Л.А.М.» возвышается целая груда металлолома — это Василий Кононов-Гредин пересобрал Geländewagen, явив его антиформу. Объект создан специально для музея PERMM, который на этой Cosmoscow был объявлен «музеем года». Уже в конце октября PERMM переезжает в новое пространство, где раньше располагался автосалон. Этому и посвящена инсталляция. «Институцией года» признан музей ZAMAN из Уфы. Свой стенд он посвятил исследовательским и выставочным проектам, реализованным им в Поволжье, Прикамье и на Урале. Наконец, «художником года» выбрали Артёма Филатова, основателя студии «Тихая» в Нижнем Новгороде. Его спецпроект называется «Все исчезнет». Это серия из трех рисунков, выполненных зеленкой. Под воздействием света зеленка выцветает, поэтому срок жизни этих графических листов напрямую зависит от того, как часто владелец будет открывать светонепроницаемую папку, чтобы посмотреть на них или показать другим (рисунки в специальных скульптурах-саркофагах хитрой конструкции продаются по 1–1,6 млн руб.). Галерею Ruarts Марианны Сардаровой наградили за «лучший стенд»: он будто вывернут наизнанку, причем внутри образовалось секретное пространство, куда невозможно попасть. Стенд делят придумавший его Алексей Лука и Гриша. Цены демократичные — от 35 тыс. до 100 тыс. руб. за графику, коллажи и небольшие объекты и далее в сторону полумиллиона за скульптурные композиции Луки.
Что касается трендов, то особенно бросаются в глаза паранаучная тематика и интерес к современным технологиям. Андрей Бергер (галерея Futuro) с помощью химического травления создает на металле композиции, напоминающие схемы движения спутников, а Виктор Пономаренко (Pro Art’s Gallery) в своих картинах и скульптурах из камня будто фиксирует следы присутствия жизни на Марсе. Возле стенда Marina Gisich Gallery расхаживают в белых халатах сотрудники петербургского арт-объединения НИИ «Паразит», а внутри можно увидеть жутковатые видео Александра Шишкина-Хокусая, созданные при помощи нейросети. Павел Пепперштейн и Соня Стереостырски (группа ППСС) переносят «фантазии» искусственного интеллекта на холсты — их «Нейродадаизм» следует искать на стенде галереи JART. Stella’s Art Space (SAS Metagallery) представляет токенизированное искусство из метавселенных, а стрит-арт-художник Миша Most (Generative Gallery) делегировал создание картин роботической руке — на глазах посетителей в ходе работы ярмарки будет создано 16 полотен, за которые планируют выручить от 650 тыс. до 1 млн руб.
Cosmoscow демонстрирует тихое, симпатичное, безопасное, местами забавное и в меру трешевое, но давно всем знакомое искусство, которое интересно рассматривать и покупать, но не очень интересно обсуждать. Что у художников на уме и на языке, то на холсты и стенды не попадает. Поэтому, несмотря на большое количество молодых авторов, вместо актуальной панорамы современного российского искусства мы видим, скорее, компромиссную. Подобные оценки сопровождали ярмарку и в менее турбулентное время, но в этот раз концентрация художественного нерва и драйва даже ниже. Впрочем, в отличие от необратимо исчезающих рисунков Артёма Филатова, ярмарка, несомненно, сможет когда-то вновь набрать краски.