18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Манчестерская радикальная громадина для воплощения гибридных идей

Factory International - самый крупный проект в сфере культуры с государственным участием с момента открытия музея Тейт Модерн в 2000 году. Фото: Pawel Paniczko
Factory International - самый крупный проект в сфере культуры с государственным участием с момента открытия музея Тейт Модерн в 2000 году.
Фото: Pawel Paniczko
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В октябре ожидается официальное открытие Factory International — нового многофункционального арт-пространства. Ввод в эксплуатацию этого долгостроя должен предоставить дополнительные возможности для событий Манчестерского международного фестиваля

Возведение Factory Inter­national шло не совсем по плану — с опозданием на четыре года и превышением бюджета на £100 млн. Тем не менее огромное здание, предназначенное для проведения Манчестерского международного фестиваля (MIF), который посвящен всем искусствам сразу и проходит раз в два года, смогло этим летом принять в пилотном режиме несколько фестивальных проектов, в частности иммерсивную инсталляцию Яёи Кусамы «Ты, я и воздушные шары». Финальное завершение строительных работ и торжественное открытие нового арт-центра намечены на октябрь.

Factory International, на создание которого потрачено £211 млн, самый крупный в Великобритании проект в сфере культуры с государственным участием с момента открытия музея Тейт Модерн в 2000 году. Он станет еще одним воплощением модернистской мечты о многофункциональной культурной площадке, этаком гибриде концертного зала, консерватории, экспоцентра, театра и арт-пространства. Возможно, архитекторам бюро OMA, основанного Ремом Колхасом, все же удалось справиться с поставленной задачей.

Между тем она была непроста: Factory International должен быть способным адаптироваться практически к любым художественным задачам. «Но мы нисколько не боялись браться за эту работу, даже напротив — мечтали, — говорит дизайнер проекта Эллен ван Лун из OMA. — Техзадание было очень коротким, оно умещалось на одном листе формата А4, но заказчики просили именно то, что мы сами всегда мечтали создать».

Впечатляет масштаб здания: оно похоже на ангар или завод по сборке машин. Фото: David Levene
Впечатляет масштаб здания: оно похоже на ангар или завод по сборке машин.
Фото: David Levene

По словам Джона Макграта, арт-директора Factory International, здание предоставляет художникам огромные возможности для выбора. «Например, в главном помещении установлена полномасштабная театральная сетка (ткань для создания декораций и членения пространства. — TANR) размером 64 на 34 м, — говорит он, — так что авторы могут размещать работы и планировать зрительные залы в любой точке пространства».

Однако не получится ли в итоге здание, которое будет обо всем, но ни о чем? «Площадки для культурных институций довольно дороги, — объясняет ван Лун. — Это не единственный случай, когда был превышен бюджет, и, если уж тратится так много государственных средств, надо проектировать по максимуму».

«Художники в целом работают с широким спектром инструментов и средств, — отмечает Макграт. — В нашем пространстве авторам не придется заранее решать, на какой практике сосредоточиться. Мы предложим начать с концепции и идеи, а затем изучить, какая форма лучше всего подойдет для воплощения».

Factory International расположен на берегу реки Ирвелл рядом со старой железнодорожной веткой, несколькими викторианскими складами и стремительно растущими жилыми кварталами в престижном городском районе Сент-Джонс. По словам ван Лун, она «хотела сохранить ощущение индустриального триумфа от этого района Манчестера — а это не только кирпичные склады, но и более современные здания, промышленные склады и большие бараки, возникшие, по-видимому, здесь стихийно, без какой-либо архитектурной мысли».

Архитектурное решение здания призвано сохранять память об индустриальном прошлом района. Фото: Pawel Paniczko
Архитектурное решение здания призвано сохранять память об индустриальном прошлом района.
Фото: Pawel Paniczko

Стремление к внешней красоте никогда не было в приоритетах OMA, хотя структура Factory International, напоминающая глыбу, кажется радикальной в своей эстетике — даже для этого бюро. Конечно, впечатляет масштаб здания: оно похоже на ангар или завод по сборке машин. Есть зрительный зал на 1,6 тыс. мест, получивший название «Холл», но основное пространство, «Склад», представляет собой гигантское помещение с бетонными стенами и подвижными перегородками, позволяющими при необходимости создать несколько зон.

Интерьер включает часть железнодорожного моста начала XIX века. Но очарование историей этих мест идет гораздо дальше, вплоть до недавнего прошлого. «Мы очень хорошо изучили историю города. Так, здесь был легендарный диско-клуб Haçienda — а это музыка, на которой я вырос, например той же группы Joy Division», — говорит Макграт. Правда, здание клуба впоследствии было снесено, а на его месте появился многоквартирный жилой комплекс. Отдавая дань уважения культурному наследию Манчестера, в проект пригласили Бена Келли, разработавшего облик диско-клуба Haçienda в 1982 году. А Питер Сэвилл, один из основателей лейбла Factory Records и дизайнер, придававший обложкам пластинок индивидуальность, участвовал в создании графического образа нового здания.

«Нам не хотелось, чтобы это был еще один Турбинный зал — пустое помещение с большой инсталляцией в центре, — говорит ван Лун, бросая камень в огород Тейт Модерн. — Вместо этого мы намеревались создать пространство, где можно было бы наблюдать за рождением произведения искусства, где вещи возникают прямо перед вами и вокруг вас. Искусство стало настолько ценным, что его прячут в запасниках или за стеклом, хранят чуть ли не в лабораторных условиях. Мы же хотели сделать место, где к работам можно протянуть руку и потрогать их, — настоящую фабрику искусства». 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+