Кризис, разразившийся после обнаружения пропажи 2 тыс. экспонатов из Британского музея, ставит принципиальные вопросы об управлении и надзоре в одном из ведущих музеев мира.
Пока основную вину возлагают на бывшего директора Хартвига Фишера и его заместителя Джонатана Уильямса. Именно они руководили музеем, когда из него были украдены греческие и римские геммы и другие ценности. Лишь через два с лишним года после поступления первой информации о возможной краже они в конце концов уволили подозреваемого сотрудника — Питера Хиггса.
Возникают вопросы и о роли музейных попечителей во главе с бывшим канцлером Казначейства Великобритании Джорджем Осборном, ставшим председателем попечительского совета Британского музея в октябре 2021 года. Следили ли они за ситуацией? А что насчет крупнейшего финансового донора музея — Министерства по делам культуры, СМИ и спорта? В 2022–2023 годах это ведомство выделило Британскому музею £20 млн в виде капитальной целевой дотации к £47,8 млн дохода.
Существующие процедуры для сотрудников высшего звена на случай хищения оказались вопиюще неэффективными. Еще в 2021 году датский эксперт по геммам Иттай Градель сообщил Фишеру и Уильямсу, что кто-то, похоже, крадет предметы из их музея, однако оба они не придали значения его словам и ответили, что никаких пропаж из собрания не было. Осборну дали знать о том же в октябре 2022-го. И лишь в январе следующего года о вероятных кражах проинформировали министерство и было начато полицейское расследование.
Семь месяцев спустя министр культуры Люси Фрейзер сделала ряд неуместных комментариев. Реагируя на заявление Фишера об уходе на пенсию, она поблагодарила его за «безупречное руководство» и отметила, что он оставляет «ценное наследие». Но именно из-за недальновидности Фишера музей столкнулся с самым серьезным кризисом со времен Второй мировой войны. А кроме того, к этому времени Британский музей уже установил факт пропажи артефактов и известил об этом министерство.
По условиям соглашения об управлении между Британским музеем и культурным ведомством, первый «обязуется сообщать министерству обо всех попытках, подозрениях или случаях доказанного мошенничества незамедлительно после их обнаружения и вне зависимости от размера связанных с ними финансовых потерь». Сообщать требуется даже о «подозрениях» на мошенничество, а термин «мошенничество» включает в себя и кражу. Как выясняется теперь, министерство еще в 2021 году было проинформировано о том, что похищенные артефакты, возможно, продаются на онлайн-платформах, но тоже сочло эти подозрения необоснованными.
Возникают вопросы о содержании годового отчета Британского музея за 2022–2023 год, представленного парламенту в июле. Документ, подписанный Фишером и Осборном, не содержит ни единого прямого упоминания краж ни на одной из 80 страниц. По словам представителя музея, косвенная отсылка содержится лишь в таком пассаже: «Поскольку было обнаружено, что некоторые меры контроля не функционируют должным образом, Британский музей сосредоточил свое внимание на сферах потенциально повышенного риска и, в частности, на внедрении согласованных изменений в процедуры и процессы управления и обеспечения безопасности коллекций, защиты и мер кибербезопасности».
Эти отчеты всегда отправляются на проверку председателю Счетной палаты, который поставил свою подпись и на свежем отчете Британского музея. Представитель музея утверждает, что в Счетную палату сообщили о краже (хотя мы не знаем, когда именно это произошло), но председатель не упомянул о ней.
Шестнадцатого августа Осборн объявил о создании независимой комиссии для разработки рекомендаций в отношении мер безопасности и запуска «программы по возвращению пропавших артефактов». Представитель Британского музея говорит, что институция опубликует «рекомендации», но вопрос о том, будет ли обнародован полный отчет, остается открытым. Проверка ведется под руководством главы Британской транспортной полиции Люси Д’Орси и Найджела Бордмана, который был попечителем Британского музея с 2012 по 2020 год. Независимость комиссии вызывает определенные вопросы, особенно учитывая тот факт, что Бордман еще недавно входил в состав совета попечителей и был членом его аудиторского комитета.
В отношении Хиггса полиция продолжает расследование. В конечном итоге оно может вылиться в арест, предъявление обвинений и судебное дело, но пока речь идет лишь о дознании. «Я считаю его увольнение несправедливым. Насколько мне известно, ничего не пропало», — заявил СМИ сын Питера Хиггса Грег.
Последствия нынешнего кризиса будут серьезными и затяжными. Этой осенью Британский музей должен был представить генеральный план комплексной реставрации своего здания и радикальной реорганизации экспозиции. Ожидалось, что его осуществление займет десятилетия и обойдется во многие сотни миллионов фунтов. Однако теперь запуск генплана, вероятно, отложат до следующего года.
Вдобавок музей захлестнула волна реституционных требований, причем теперь заявители напирают на то, что хранить ценности в его стенах небезопасно. В числе объектов, которые требуют вернуть на родину, мраморы Элгина и бенинские бронзы. В ближайшее время эти требования наверняка станут еще громче, а у руководства музея будет еще меньше времени на их рассмотрение из-за необходимости разбираться с последствиями краж. Впрочем, временно исполняющий обязанности директора Марк Джонс (экс-директор Музея Виктории и Альберта) и его заместитель Карл Херон (директор Британского музея по научно-исследовательской работе) могут решить, что вопросы реституции лучше оставить на усмотрение следующего, полноправного руководства.
Хроника скандала вокруг краж из Британского музея
2014
Датский арт-дилер, специалист по античным геммам Иттай Градель начинает приобретать артефакты, которые, как он поймет впоследствии, происходили из собрания Британского музея.
Председателем попечительского совета Британского музея становится Ричард Ламберт.
2015
3 декабря. Градель видит на eBay резную гемму, которая, вероятно, каким-то образом попала на сайт из Британского музея. Это наводит его на мысль о том, что и другие лоты могут быть из той же коллекции.
2016
Апрель. Немецкий искусствовед Хартвиг Фишер сменяет Нила Макгрегора на посту директора Британского музея.
Август. Градель находит на eBay фрагмент камеи из халцедона из Британского музея. На следующий день лот исчезает с eBay, а позднее обнаруживается в запаснике музея. Кроме того, Градель приобретает у того же продавца стеклянную гемму, а позднее понимает, что она могла входить в собрание Таунли.
2021
1 марта. Градель сообщает о своих подозрениях заместителю директора Британского музея Джонатану Уильямсу и указывает на куратора отдела Древней Греции и Древнего Рима Питера Хиггса как на потенциального продавца.
Весна. Хиггс получает повышение — с должности куратора до исполняющего обязанности хранителя в отделе Древней Греции и Древнего Рима после ухода Лесли Фиттон.
Начало июня. Не получив ответа от Уильямса, Градель связывается с Фишером.
Июль. Приблизительно в это время Британский музей сообщает в Министерство по делам культуры, СМИ и спорта о результатах внутренней проверки, показавшей, что поступившая информация о продаже музейных предметов на онлайн-платформах не соответствует действительности.
12 июля. Уильямс отвечает Граделю, что «все предметы находятся на учете, и какие-либо указания на противоправные действия со стороны кого-либо из сотрудников отсутствуют».
3 октября. Председателем попечительского совета Британского музея становится Джордж Осборн.
2022
Июль. Осборн обещает, что генеральный план реконструкции здания и реорганизации экспозиции Британского музея будет опубликован «позднее в текущем [2022] году» (план не опубликован до сих пор).
Конец августа. Осборн проводит переговоры с премьер-министром Греции Кириакосом Мицотакисом о передаче во временное пользование мраморов Элгина в обмен на музейную аренду древних артефактов из Греции.
Октябрь. Градель пишет о кражах из коллекции попечителю Британского музея Полу Радлоку, вновь в качестве подозреваемого называя Хиггса. Радлок пересылает его письмо Осборну.
Октябрь. Радлок отвечает Граделю, цитируя слова Фишера из полученного ранее сообщения Осборну о том, что «дело было тщательно расследовано» и «не было выявлено никаких фактов, подтверждающих обвинения. Все три объекта находятся в коллекции».
2 ноября. Осборн обещает, что генеральный план реконструкции здания «будет опубликован следующей весной» (план не опубликован до сих пор).
3 декабря. Британский музей публикует пресс-релиз о «новом партнерском соглашении относительно мраморов Элгина» с Грецией, которое предположительно включает частичный возврат мраморов.
8 декабря. Попечительский совет Британского музея проводит заседание, однако тема краж из музейной коллекции не включена в его повестку дня.
2023
Январь. В Британском музее наконец признают факт краж и обращаются в полицию Лондона.
Январь. Музей сообщает в министерство о возможных пропажах из некоторых коллекций.
30 января. Хранителем отдела Древней Греции и Древнего Рима становится Том Харрисон из лондонского Института классических исследований (решение о его назначении было принято еще в 2022 году и не связано с кражами). Хиггс слагает с себя обязанности хранителя и снова считается рядовым куратором.
31 января. Осборн лично отвечает Граделю после прямого обращения с требованием принять меры и сообщает ему, что серьезно относится к его подозрениям.
23 марта. Заседание попечительского совета Британского музея. В протоколе заседания упоминается лишь, что «по факту мероприятия к исполнению был распространен обновленный документ», а позднее Фишера и Уильямса попросили покинуть заседание, чтобы попечители могли провести обсуждение в закрытом режиме. Хотя попечителей и поставили в известность о пропаже ряда объектов, им не сообщили о серьезности положения.
Весна. В отношении Хиггса применены дисциплинарные меры (эта информация не разглашалась).
29 июня. Попечительский совет Британского музея проводит заседание. Протокол заседания еще не опубликован, но известно, что основными его темами были кражи и должностное положение Фишера.
Начало июля. Хиггса увольняют из Британского музея.
11 июля. В парламент передан годовой отчет Британского музея за 2022–2023 год за подписями Фишера и Осборна. Документ не содержит упоминаний о кражах.
28 июля. Музей публикует сообщение о том, что «после восьми лет успешной работы во главе самого важного культурного учреждения Британии Хартвиг Фишер покинет свой пост в 2024 году». Министр культуры Люси Фрейзер благодарит его за «безупречное руководство» и отмечает, что он оставляет «ценное наследие».
16 августа. Публикуется сообщение о «пропавших, украденных и поврежденных предметах» без упоминаний об уволенном сотруднике. Полиция ведет расследование, музей инициирует независимую проверку (под руководством Найджела Бордмана и Люси Д’Орси).
17 августа. Газета Daily Telegraph называет имя Питера Хиггса (который занимал должность куратора отдела Древней Греции и Древнего Рима с 1993 года).
18 августа. Министр культуры Греции Лина Мендони заявляет, что пристально следит за развитием событий вокруг краж из Британского музея в свете требования ее страны вернуть мраморы Элгина.
23 августа. Фишер публикует собственный пресс-релиз, в котором заявляет: «Моим главным приоритетом всегда была забота о великолепной коллекции Британского музея».
24 августа. Директор Национальной комиссии по музеям и памятникам Нигерии Абба Иса Тиджани призывает к реституции бенинских бронз.
25 августа. Фишер объявляет о своей отставке, вступающей в силу незамедлительно. Несколько часов спустя появляется сообщение о том, что его заместитель Уильямс также «покинет свой пост».
26 августа. Осборн рассказывает в интервью BBC Radio 4, что пропавшими считаются «около 2 тыс. предметов».
28 августа. Газета «Хуаньцю шибао», излагающая точку зрения правительства Китая, призывает к реституции китайских артефактов.
30 августа. Лидер валлийского сепаратистского движения Лиз Сэвилл-Робертс призывает вернуть в Уэльс пелерину из Молда.
30 августа. Временно исполняющим обязанности заместителя директора Британского музея назначен директор музея по научно-исследовательской работе Карл Херон.
2 сентября. Временно исполняющим обязанности директора Британского музея назначен бывший директор Музея Виктории и Альберта (2001–2011) Марк Джонс.
8 сентября. Британский музей привлекает к проверке своей коллекции Христоса Цироянниса, греческого ученого, специализирующегося на незаконно вывезенных античных артефактах.
26 сентября. Британский музей запускает сайт по розыску украденных экспонатов и объявляет о возвращении 60 предметов.