18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Блокчейн-благотворительность: как NFT помогают сохранять культурное наследие России

Рафаэль (1483-1520), мастерская. «Венера, вынимающая занозу». Ок. 1520 г. Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Рафаэль (1483-1520), мастерская. «Венера, вынимающая занозу». Ок. 1520 г. Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж

На конференции в рамках Дней Эрмитажа обсудили проект «Цифровое искусство», который музей делает с компаниями «Интеррос» и «Атомайз». Токены на основе фресок школы Рафаэля продадут, чтобы профинансировать реставрацию объектов из собрания Эрмитажа

В Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке прошли восьмые по счету Дни Эрмитажа (26 сентября — 1 октября), проводимые по инициативе директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского и при поддержке правительства Приморского края. К открытию была приурочена IХ Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием на тему «Художественная жизнь Дальнего Востока и стран Азиатско-Тихоокеанского региона». В числе спикеров были представители Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Грабаря, Российского государственного художественно-промышленного университета им. Строганова, Союза художников России, Корейского национального исследовательского института культурного наследия, Национального художественного музея Республики Саха и Национального музея Республики Бурятия. Эксперты обсудили, в частности, перспективы использования искусственного интеллекта при реставрации произведений искусства и возможность финансирования реставрационных работ за счет блокчейн-технологий. Такие инновации уже активно внедряются на практике.

Страница сайта проекта «Цифровое искусство». Фото: сайт проекта «Цифровое искусство»
Страница сайта проекта «Цифровое искусство».
Фото: сайт проекта «Цифровое искусство»

Особое внимание спикеры уделили теме невзаимозаменяемых токенов, или NFT. Эрмитаж экспериментирует с NFT с 2021 года. Тогда музей продал на криптобирже цифровые копии нескольких шедевров из своего собрания, включая знаменитую «Мадонну Литта» Леонардо да Винчи. Новая подборка токенов создана на основе трех фресок школы Рафаэля XVI века из коллекции музея: «Венера, вынимающая занозу», «Венера и Адонис», «Венера и Амур на дельфинах». Два года назад они стали сенсацией выставки «Линия Рафаэля. 1520–2020». Тогда реставраторы, добравшись до оригинального красочного слоя, обнаружили, что изображения были существенно переделаны позднее, в том числе из-за цензуры. Так, на одной из фресок теперь можно увидеть пикантную деталь: Адонис положил руку на обнаженную грудь Венеры. В XIX веке поверх руки Адониса были написаны ниспадающие волосы Венеры, и именно в таком, более благопристойном виде зрители и специалисты знали фреску до реставрации. Другая роспись и вовсе пережила трансформацию сюжета. Ученик Рафаэля написал босую Венеру, которая уколола ножку шипом розы и теперь вынимает его. Через три столетия художники-реставраторы почему-то «обули» богиню, отчего до последнего времени фреска была известна под названием «Венера, завязывающая сандалию». После расчистки она вновь стала «Венерой, вынимающей занозу».

Экспозиция «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Государственном Эрмитаже. Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж
Экспозиция «Линия Рафаэля. 1520–2020» в Государственном Эрмитаже.
Фото: Алексей Бронников/Государственный Эрмитаж

«В процессе реставрации оцифровывались все слои, на основе которых было создано более 60 токенов, которые можно приобрести», — говорит Кирилл Гаврилин, заведующий кафедрой истории искусства РГХПУ им. Строганова. Примечательно, что в NFT зафиксирован вид фресок именно до реставрации. В этом ценность и уникальность токенов: они являются цифровыми копиями не существующих, а утраченных изображений.

Превращение фресок в цифровые арт-объекты, наделенные уникальным кодом, произошло в рамках проекта «Цифровое искусство», который был анонсирован на Восточном экономическом форуме в первой половине сентября. Проект реализуется совместно Государственным Эрмитажем, группой «Интеррос» и платформой «Атомайз» — российским первопроходцем в токенизации предметов искусства. Павел Сидоркин, директор по продуктам компании «Атомайз», в ходе конференции подчеркнул: «Токены обладают своей ценностью — они могут покупаться и продаваться, являясь инструментом для инвестиций в мировую и отечественную культуру».

Порой NFT-произведения продают за баснословные суммы. Так, в 2021 году цифровой коллаж художника Майка Винкельманна, известного как Бипл (Beeple), ушел с молотка на аукционе Christie’s за $69,3 млн. Поскольку именно такие кейсы остаются на слуху, многие считают токенизированное искусство недоступным. Но диапазон цен на рынке криптоарта столь же широк, как и на обычном арт-рынке. Стоимость токенов эрмитажных фресок, например, весьма демократична. Их приобретение не требует от покупателей продвинутой подготовки и понимания процессов транзакций и хранения искусства в блокчейне. И что не менее важно, проект «Цифровое искусство» реализуется в соответствии с российским законодательством о цифровых финансовых активах (ЦФА). Сделки на платформе «Атомайз» легитимны и прозрачны (за этим следит ЦБ РФ), а права приобретателей токенов защищены.

Покупатели цифровых фресок учеников Рафаэля вносят вклад в сохранение культурного наследия России: вырученные средства направляются на реставрацию других предметов из коллекции Эрмитажа. Это чем-то напоминает эндаумент-фондирование, когда с помощью пожертвований собираются деньги на реализацию той или иной инициативы. Созидательная направленность проекта «Цифровое искусство» еще больше проявляется на фоне нашумевшего проекта Дэмиена Хёрста The Currency (2022), когда художник создал NFT на основе своих работ, при этом покупатели должны были сделать выбор: либо сохранить NFT и позволить художнику сжечь оригинальную картину, либо уничтожить цифровую копию, чтобы спасти оригинал.

Перспективы NFT для мировой художественной сцены нельзя недооценивать. Уже сейчас блокчейн-платформы выдают сертификаты подлинности на произведения искусства. Качественные цифровые копии произведений можно не только

продавать, чтобы покрыть расходы на реставрацию, но и использовать для фиксации облика объектов искусства, чтобы через годы, когда реставрация понадобится, свериться с более ранними изображениями. Важно отметить, что покупатели токенов, как обладатели защищенного российским законодательством цифрового права, могут экспонировать свою коллекцию. Таким образом высокое искусство может быть представлено в самых отдаленных уголках страны, в музеях и галереях малых городов России.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+