18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Очень разная Москва в объективе Николая Рахманова

Николай Рахманов. «Девочка с апельсинами». 1970–1972. Фото: Музей Москвы
Николай Рахманов. «Девочка с апельсинами». 1970–1972.
Фото: Музей Москвы
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

В ретроспективную экспозицию в Музее Москвы вошло около 200 избранных кадров из недавно оцифрованного архива фотографа, который за полувековую карьеру опубликовал более 80 альбомов с цветными снимками столицы

Работы Николая Рахманова (1932–2021) видели, пожалуй, практически все москвичи и многие гости столицы. Даже те, кто не интересуется фотографией. Сложно прожить жизнь, в течение которой вам ни разу не попадется на глаза большой глянцевый альбом с панорамой Москвы и надписью MOSCOW. Или MOSKAU. Или, например, «Моя столица». Возможны варианты: на обложке рубиновая кремлевская звезда и надпись «Московский Кремль». Или «Сокровища Алмазного фонда»…

Выставка «Николай Рахманов. Цвет московской фотографии». Фото: Музей Москвы
Выставка «Николай Рахманов. Цвет московской фотографии».
Фото: Музей Москвы

Видели? Да конечно, видели. Это все он, Рахманов, у которого за полвека вышло 80 альбомов с цветными снимками столицы. В 2022 году вдова фотографа передала его архив Музею Москвы. Избранные негативы были отсканированы и почищены; около 200 отпечатков с этих сканов легли в основу экспозиции в I корпусе музея.

«Я люблю Москву и снимаю ее как портрет любимого человека», — признавался фотограф. Амплуа «парадного портретиста столицы», с одной стороны, почетно и престижно (в стране с развитым авторским правом Рахманов стал бы миллионером, учитывая тиражи изданий), с другой — у зрителя есть опасность передозировки видами Москвы, пусть даже каждый из них, взятый в отдельности, безупречен. Организаторы выставки сбалансировали «фирменные» видовые снимки с уличной и жанровой фотографией. Экспозиция удачно зонирована. Архитектор Никита Гойнов поместил цикл фотографий из Кремля в середину; стены этого зала покрашены в узнаваемый цвет кремлевских стен.

Выставка «Николай Рахманов. Цвет московской фотографии». Фото: Музей Москвы
Выставка «Николай Рахманов. Цвет московской фотографии».
Фото: Музей Москвы

К этой сердцевине выставки укромным альковом (или цитаделью) примыкает зал с фотографиями экспонатов Алмазного фонда. На периферии, в затемненных пространствах — знаменитые снимки рубиновых звезд. Напечатанные на лайтбоксах, они просматриваются сквозь похожие на бойницы окошки в стенах. Благодаря этим окошкам из любой точки выставки видны фрагменты разных ее частей, парадный облик столицы перемешивается с будничным — как в жизни.

Рахманов трудился фотокорреспондентом 15 лет. «Фоторепортером я стал в Фотохронике ТАСС, фотожурналистом — в приложении „Известия. Неделя“, фотохудожником — в журнале „Радио и телевидение“», — вспоминал он. Журнал был полностью цветным, и, работая в нем во второй половине 1960-х, Рахманов перешел на форматную камеру и цветные слайды — сначала ORWO, а потом и Kodak.

Выставка «Николай Рахманов. Цвет московской фотографии». Фото: Музей Москвы
Выставка «Николай Рахманов. Цвет московской фотографии».
Фото: Музей Москвы

Баланс между глянцевыми фасадами и жизнью улиц придает выставке живой ритм. Вот стройные колонны демонстрантов тянутся к Красной площади (снято откуда-то с невероятной высоты на любимый объектив фотографа Carl Zeiss Apo-Planar 800 mm f/10), а вот рядом — буквально с уровня пола — тетеньки в косынках наносят алой краской разметку по брусчатке той же Красной площади. Такая вот Москва — увиденная с разных ракурсов, застывшая в веках и пульсирующая жизнью. А еще цветная, красивая. Так может снять только влюбленный человек. 

Музей Москвы
«Николай Рахманов. Цвет московской фотографии»
До 6 ноября

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+