18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Датский модерн», уместившийся между двух стульев

Так называемое Кресло вождя, которое спроектировал Финн Юль, стало одним из главных символов «датского модерна». Фото: Sotheby’s
Так называемое Кресло вождя, которое спроектировал Финн Юль, стало одним из главных символов «датского модерна».
Фото: Sotheby’s
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Книга Мэгги Тафт повествует о том, как мебельный дизайн из Дании завоевал США в эпоху холодной войны — и как упустил завоеванное. Судьба эксперимента, доросшего до массовых межконтинентальных тиражей, была увлекательной и одновременно драматичной

Краткая, но увлекательная книга о том, как датский дизайн помог сформировать культуру и вкус американского дизайна 1950-х годов, развивает сюжетную линию, отталкиваясь от двух стульев, разработанных в 1949 году. Речь о «Кресле вождя» (Chieftain Chair) Финна Юля и кресле The Chair (первоначально именовавшемся Round Chair) Ханса Вегнера.

Maggie Taft. «The Chieftain and the Chair: The Rise of Danish Design in Postwar America». University of Chicago Press. 184 с.: 16 цв. и 36 ч/б ил. $22,50, £18. На английском языке
Maggie Taft. «The Chieftain and the Chair: The Rise of Danish Design in Postwar America». University of Chicago Press. 184 с.: 16 цв. и 36 ч/б ил. $22,50, £18. На английском языке

Мэгги Тафт, автор книги «Вождь и стул: подъем датского дизайна в послевоенной Америке», окрестила эти два объекта «эмиссарами» создания стратегического экспортного рынка в США для широкого спектра датской мебели и предметов домашнего обихода. Стратегия оказалась настолько успешной, что постепенно не только датское производство стало приспосабливаться под за­океанских потребителей, но и в США термин «датский модерн» начали применять к собственному мебельному дизайну.

Современный историк экономики Пер Хансен полагает, что концепция датского дизайна была изобретена с сугубо маркетинговым нарративом, подкрепленным идеей о том, что этот дизайн «демократичен, социален и честен, создан на основе уникального чувства умеренности и уважения к окружающей среде и человеческим потребностям». Исследование Хансена «Датская современная мебель, 1930–2016: рост, упадок и возрождение категории культурного рынка» (2006) стало для многих откровением и внесло весомый вклад в историю дизайна. Возможно, Тафт могла бы выразить Хансену чуть больше признательности (в ее книге содержится несколько сносок, отсылающих к его трудам), однако она все же глубже вникает в вопрос о той ключевой роли, которую американский рынок сыграл в развитии идеи датского дизайна и его копировании.

Финн Юль. Кресло вождя. Деталь дизайна. Фото: Sotheby’s
Финн Юль. Кресло вождя. Деталь дизайна.
Фото: Sotheby’s

Мэгги Тафт начинает книгу с рассказа о происхождении тех самых двух стульев — своих «главных героев», помещая их в копенгагенский контекст, где в верхнем сегменте рынка царил девиз «мастерство превыше всего». Эту концепцию отстаивали члены гильдии краснодеревщиков и некоторые архитекторы (но не датская мебельная промышленность в целом). Вместе с ориентированным на экспорт правительством, универмагом Den Permanente и рядом торговых организаций они возглавили бросок через Атлантику.

Тафт ловко выстроила повествование. Во второй главе, «Сделано в Дании», объясняется, как стулья Юля и Вегнера были модифицированы для экспорта, а затем (в случае со стулом Юля и другим дизайном) — для производства в США. Ведь в период с 1949 по 1960 год на большинстве датских фабрик работало менее десяти сотрудников — слишком мало, чтобы удовлетворить потребности американского рынка, на который одно время приходилось не меньше половины всей производимой в Дании мебели.

В третьей главе, «Дома с датским дизайном», рассматриваются продавцы, потребители и законодатели вкуса, которые продвигали датский дизайн, в том числе на выставках. Например, Эдгар Кауфманн-младший из Музея современного искусства в Нью-Йорке был влиятельным сторонником Юля и видел значимые параллели между датской и американской культурой («обе тяготеют к органичному дизайну, который сочетает форму, структуру и полезность в яркое целое»). А для Элизабет Гордон, редактора журнала House Beautiful, обе эти культуры олицетворяли собой еще и демократию. По инициативе Гордон датский мебельный проект в эпоху Маккарти был вовлечен в борьбу против коммунизма в сфере американского дома.

Последняя глава книги, «Датский современный заказ по почте», посвящена плагиату. В частности, стул Вегнера описан как «наиболее воруемый дизайн в мире». Правда, Тафт утверждает, что распространение копий помогло развить концепцию «датского модерна» и сыграло важную роль в его популяризации. Однако по иронии судьбы к 1968 году, когда Федеральная торговая комиссия США запретила «вводящее в заблуждение» использование слова «датский» для обозначения мебели, произведенной за пределами Дании (за исключением «датского стиля» или «датской манеры»), копии уже успели уничтожить экспортный рынок для такой мебели. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+