18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зримое искусство и незримая энергия питают друг друга

Тимур Новиков. «Ледокол». 1989. Ткань, акрил. Фрагмент. Собрание В. Добровольского, Москва.  Фото: Тимур Новиков, наследники
Тимур Новиков. «Ледокол». 1989. Ткань, акрил. Фрагмент. Собрание В. Добровольского, Москва.
Фото: Тимур Новиков, наследники
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Сборник статей Екатерины Андреевой охватил столетие петербургской художественной жизни. Автор излагает историю не академическую, а во многом субъективную, нередко окрашенную собственными впечатлениями и эмоциями

Мало кому из российских искусствоведов так же повезло с прижизненными публикациями, как Екатерине Андреевой, востребованному критику, ведущему научному сотруднику отдела новейших течений Русского музея. Выпущенные ею книги составляют почти собрание сочинений, а количество статей в периодике не поддается счету. Пишет Андреева не исключительно, но по преимуществу об искусстве Санкт-Петербурга, и очень многое из известного нам о художественной жизни Северной столицы зафиксировано и описано именно благодаря ей.

Екатерина Андреева. «100 лет современного искусства Санкт-Петербурга. 1910-2010-е». М.: Новое литературное обозрение, 2023. 360 с.
Екатерина Андреева. «100 лет современного искусства Санкт-Петербурга. 1910-2010-е». М.: Новое литературное обозрение, 2023. 360 с.

В книгу «100 лет современного искусства Санкт-Петербурга» вошли статьи, написанные ею для каталогов и выставочных буклетов — или для подчас не существующих уже изданий. Тексты сборника, созданные в разное время и по разным поводам, демонстрируют тем не менее единство стиля и общую концептуальную рамку, в которую Андреева вписывает не только биографии художников, но и общие рассуждения об искусстве Петербурга разных эпох.

Это искусство, согласно автору книги, обладает традицией «подобно тому, как Земля — гравитационным полем». «Эстетическое инакомыслие» Ленинграда «делает искусство энергостанцией модернизма», но энергия эта — не техногенного, а органического свойства. Ею пронизаны работы художников из круга Михаила Матюшина в межвоенные годы и последователей Владимира Стерлигова — уже в послевоенные. Живописец Александр Арефьев «оправдывает инстинкт жизни, выбирая яркий цвет, упругую линию». Борис Кошелохов и Соломон Россин «разделяли эту тему творчества как реализации взрывной телесной энергии». Движение «Новые художники» выбрало «„природный“ взгляд на разрушающуюся культуру, видя в ней… естественные потоки энергии, которым свойственно наращивать силу, катастрофично возрастать и столь же катастрофично иссякать».

Константин Гончаров, Алексей Соколов, Ольга Тобрелутс, Екатерина Андреева. «Амур и Психея». 1994-1995. Из серии «Passiones Luci». Фото, компьютерный монтаж. Фото: Частное собрание
Константин Гончаров, Алексей Соколов, Ольга Тобрелутс, Екатерина Андреева. «Амур и Психея». 1994-1995. Из серии «Passiones Luci». Фото, компьютерный монтаж.
Фото: Частное собрание

Другая черта ленинградской/петербургской сцены — тяготение к экспрессионизму, но не заимствованному и подражательному, а вполне все-таки «самородному», в случае которого, по мнению Екатерины Андреевой, «имеет смысл сказать о параллельности развития [и] уникальном качестве их [ленинградских художников] искусства».

Тексты этого автора не укладываются в каноны строгого академического письма. Многие из статей сборника отличаются вольностью и подчеркнутой литературностью стиля. Среди них нашлось место и разбору отдельных историй. Например, включены пространные публикации не только о «Новых художниках», но и отдельно о Тимуре Новикове. Основной корпус текстов можно охарактеризовать словами самой же Андреевой о скульпторе Константине Симуне, чья работа «превосходит область профессиональных занятий, становясь не памятником… но живым фрагментом бытия, в котором артикулирован счастливый момент проявления общечеловеческого смысла в незабвенном образе».

«Горизонты» Тимура Новикова на выставке «Манифеста 10». 2014. Фото: Государственный Эрмитаж. Экспозиция Екатерины Андреевой
«Горизонты» Тимура Новикова на выставке «Манифеста 10». 2014.
Фото: Государственный Эрмитаж. Экспозиция Екатерины Андреевой

Екатерина Андреева прекрасно владеет предметом, о котором рассказывает, она очевидица многих описанных ею событий, и ее наблюдения подкреплены ссылками на личные документы и свидетельства из первых уст. Нет сомнений, что за каждым абзацем книги скрываются структурированное понимание и продуманная картина. И тем не менее тексты в книге изобилуют виньетками вроде «[Евгений Михнов-Войтенко] хотел организовать пространство картины так, как продумывает исполнение музыкального произведения опытный виртуоз: дистанция, минимум внешних эффектов, как будто бы нам представлено „само искусство“» или «преображение реальности совершается в сознании художника [Соломона Россина], которое преобразует физическое видение… когда на мир смотрят глаза самой души и видят в нем все то, что обычно остается незримым». Вырывать фразы из контекста нехорошо, но письмо Андреевой насыщено подобными формулами, обобщенными и применимыми к широкому кругу авторов, а количество их порой переходит в качество, увы, не самого прозрачного свойства. Что не всегда проясняет, а порой заслоняет от нас 100-летнюю историю искусства в этом городе. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+