18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Зримое искусство и незримая энергия питают друг друга

Тимур Новиков. «Ледокол». 1989. Ткань, акрил. Фрагмент. Собрание В. Добровольского, Москва.  Фото: Тимур Новиков, наследники
Тимур Новиков. «Ледокол». 1989. Ткань, акрил. Фрагмент. Собрание В. Добровольского, Москва.
Фото: Тимур Новиков, наследники
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Сборник статей Екатерины Андреевой охватил столетие петербургской художественной жизни. Автор излагает историю не академическую, а во многом субъективную, нередко окрашенную собственными впечатлениями и эмоциями

Мало кому из российских искусствоведов так же повезло с прижизненными публикациями, как Екатерине Андреевой, востребованному критику, ведущему научному сотруднику отдела новейших течений Русского музея. Выпущенные ею книги составляют почти собрание сочинений, а количество статей в периодике не поддается счету. Пишет Андреева не исключительно, но по преимуществу об искусстве Санкт-Петербурга, и очень многое из известного нам о художественной жизни Северной столицы зафиксировано и описано именно благодаря ей.

Екатерина Андреева. «100 лет современного искусства Санкт-Петербурга. 1910-2010-е». М.: Новое литературное обозрение, 2023. 360 с.
Екатерина Андреева. «100 лет современного искусства Санкт-Петербурга. 1910-2010-е». М.: Новое литературное обозрение, 2023. 360 с.

В книгу «100 лет современного искусства Санкт-Петербурга» вошли статьи, написанные ею для каталогов и выставочных буклетов — или для подчас не существующих уже изданий. Тексты сборника, созданные в разное время и по разным поводам, демонстрируют тем не менее единство стиля и общую концептуальную рамку, в которую Андреева вписывает не только биографии художников, но и общие рассуждения об искусстве Петербурга разных эпох.

Это искусство, согласно автору книги, обладает традицией «подобно тому, как Земля — гравитационным полем». «Эстетическое инакомыслие» Ленинграда «делает искусство энергостанцией модернизма», но энергия эта — не техногенного, а органического свойства. Ею пронизаны работы художников из круга Михаила Матюшина в межвоенные годы и последователей Владимира Стерлигова — уже в послевоенные. Живописец Александр Арефьев «оправдывает инстинкт жизни, выбирая яркий цвет, упругую линию». Борис Кошелохов и Соломон Россин «разделяли эту тему творчества как реализации взрывной телесной энергии». Движение «Новые художники» выбрало «„природный“ взгляд на разрушающуюся культуру, видя в ней… естественные потоки энергии, которым свойственно наращивать силу, катастрофично возрастать и столь же катастрофично иссякать».

Константин Гончаров, Алексей Соколов, Ольга Тобрелутс, Екатерина Андреева. «Амур и Психея». 1994-1995. Из серии «Passiones Luci». Фото, компьютерный монтаж. Фото: Частное собрание
Константин Гончаров, Алексей Соколов, Ольга Тобрелутс, Екатерина Андреева. «Амур и Психея». 1994-1995. Из серии «Passiones Luci». Фото, компьютерный монтаж.
Фото: Частное собрание

Другая черта ленинградской/петербургской сцены — тяготение к экспрессионизму, но не заимствованному и подражательному, а вполне все-таки «самородному», в случае которого, по мнению Екатерины Андреевой, «имеет смысл сказать о параллельности развития [и] уникальном качестве их [ленинградских художников] искусства».

Тексты этого автора не укладываются в каноны строгого академического письма. Многие из статей сборника отличаются вольностью и подчеркнутой литературностью стиля. Среди них нашлось место и разбору отдельных историй. Например, включены пространные публикации не только о «Новых художниках», но и отдельно о Тимуре Новикове. Основной корпус текстов можно охарактеризовать словами самой же Андреевой о скульпторе Константине Симуне, чья работа «превосходит область профессиональных занятий, становясь не памятником… но живым фрагментом бытия, в котором артикулирован счастливый момент проявления общечеловеческого смысла в незабвенном образе».

«Горизонты» Тимура Новикова на выставке «Манифеста 10». 2014. Фото: Государственный Эрмитаж. Экспозиция Екатерины Андреевой
«Горизонты» Тимура Новикова на выставке «Манифеста 10». 2014.
Фото: Государственный Эрмитаж. Экспозиция Екатерины Андреевой

Екатерина Андреева прекрасно владеет предметом, о котором рассказывает, она очевидица многих описанных ею событий, и ее наблюдения подкреплены ссылками на личные документы и свидетельства из первых уст. Нет сомнений, что за каждым абзацем книги скрываются структурированное понимание и продуманная картина. И тем не менее тексты в книге изобилуют виньетками вроде «[Евгений Михнов-Войтенко] хотел организовать пространство картины так, как продумывает исполнение музыкального произведения опытный виртуоз: дистанция, минимум внешних эффектов, как будто бы нам представлено „само искусство“» или «преображение реальности совершается в сознании художника [Соломона Россина], которое преобразует физическое видение… когда на мир смотрят глаза самой души и видят в нем все то, что обычно остается незримым». Вырывать фразы из контекста нехорошо, но письмо Андреевой насыщено подобными формулами, обобщенными и применимыми к широкому кругу авторов, а количество их порой переходит в качество, увы, не самого прозрачного свойства. Что не всегда проясняет, а порой заслоняет от нас 100-летнюю историю искусства в этом городе. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+