18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Третьяковская галерея показывает Николая Рериха почти без мистики

Николай Рерих. «Канченджунга». 1936. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Рерих. «Канченджунга». 1936.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Все знают и почти все любят сине-фиолетовые горные пейзажи, созданные Рерихом в связи с поисками Шамбалы. Большая выставка представит не только их, но и ранние произведения художника, посвященные истории, и работы Николая Константиновича в театре

Если рассматривать наследие Николая Рериха (1874–1947) в контексте русского искусства рубежа XIX–XX веков, то он наряду с Виктором Борисовым-Мусатовым, Михаилом Врубелем, Кузьмой Петровым-Водкиным и другими относится к представителям символизма. При этом интересы Николая Константиновича никогда не ограничивались только лишь изобразительным искусством. Имея, помимо художественного образования, еще и диплом юриста, он был археологом, путешественником, писателем, совместно с женой Еленой практиковал спиритизм.

Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ
Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ

После революции Рерих уехал из России, жил в Финляндии, Великобритании, США и последние десятилетия — в Индии. Он совершил несколько легендарных путешествий в Центральную Азию. Его выдвигали на Нобелевскую премию. Наконец, он инициировал первый международный документ по защите культурного наследия — так называемый Пакт Рериха был подписан в 1935 году в Белом доме 20 странами Панамериканского союза.

Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ
Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ

Третьяковская галерея сосредоточилась преимущественно на дореволюционном периоде творчества художника (хотя есть на выставке и более поздние работы), по возможности оставив за скобками мистику. Цель выставки — показать Рериха не только как мастера сине-фиолетовых горных пейзажей, но и как разностороннего творца. Для этого собрали свыше 140 экспонатов: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, костюмы, книги — из 18 музеев и одного архива, в том числе из Национальной галереи Армении, что придает проекту международный статус. Куратор выставки — Владимир Никишин.

Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ
Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ

Экспозиция разделена на три части. Выставку открывает «Гонец. „Восста род на род“» (1897) — дипломная работа, приобретенная Павлом Третьяковым. В названии использована строка из «Повести временных лет», но на самой картине ничто об усобицах не напоминает. Темной ночью по реке плывут двое; этнографический интерес представляет их одежда, а также вырубленная из цельного бревна лодка. В гимназические годы Рерих участвовал в археологических раскопках в окрестностях Петербурга, и воспоминания об этом вдохновили его на создание картины.

Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ
Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ

Продолжая тему полотна-эпиграфа, первый раздел представляет работы, посвященные древнерусской истории и зодчеству. Сюда вошли 90 архитектурных этюдов, созданных Рерихом в начале XX века во время путешествий по русским городам. Сергей Маковский писал: «До Рериха никем почти не сознавалось сказочное обаяние нашей... архитектуры». Позднее серию продали за границу, а в середине 1970-х часть ее была подарена Музею народов Востока в Москве.

Николай Рерих. Заморские гости. 1901. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Рерих. Заморские гости. 1901.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

В этом же разделе представлены эскизы к росписям и мозаикам для церквей. В 1900-е Рерих сделал иконостас для фамильной усыпальницы члена Государственного совета Ивана Каменского в Успенском женском монастыре в Перми. Это многочастное произведение прислала на выставку Пермская художественная галерея. Самый же свой знаменитый церковный проект — оформление храма Святого Духа в Талашкине — Рерих выполнил по заказу княгини Марии Тенишевой. На выставке проект представлен тремя уникальными эскизами.

Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее. Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ
Выставка «Николай Рерих» в Третьяковской галерее.
Фото: Иван Новиков-Двинский / ГТГ

Второй раздел экспозиции включает работы, написанные в 1920–1930-е годы, в том числе в ходе Центрально-Азиатской экспедиции (1923–1928). Нижегородский художественный музей предоставил серию картин «Майтрейя» (1925). Согласно дальневосточному буддизму, бодхисатва Майтрейя — будда грядущей эпохи процветания. Рерих мечтал о наступлении «счастливой эры Майтрейи». Посетив Москву в 1926-м, художник передал картины из этой серии Анатолию Луначарскому в качестве подарка советскому правительству, вкладывая в дар символический смысл, который не был понят. От наркома просвещения полотна перешли к Максиму Горькому, украшали столовую в его доме и в конце концов оказались в музее.

Николай Рерих. «Гуга Чохан». 1931. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Рерих. «Гуга Чохан». 1931.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Третья часть выставки посвящена работе Рериха в театре. В 1908 году Сергей Дягилев пригласил художника сделать декорации к операм «Князь Игорь» Александра Бородина и «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова. В 1909-м «Половецкие пляски», балетный фрагмент из «Князя Игоря», были показаны в театре «Шатле» в Париже. Сенсация нынешней выставки — панорамная декорация «Половецкий стан», выполненная по эскизу Рериха (эскиз тоже хранится в ГТГ) и переведенная в масштаб художником Борисом Анисфельдом. Размеры полотна 10 на 23 м, это одно из самых крупноформатных произведений, хранящихся в музее. Третьяковка приобрела его в 2020 году и уже успела частично отреставрировать при поддержке генерального спонсора выставки банка ВТБ. В работе приняли участие более 20 специалистов.

Николай Рерих. «Половецкий стан». 1908. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Рерих. «Половецкий стан». 1908.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

К выставке вышел очередной выпуск «Музыкального измерения» — совместного проекта Третьяковской галереи, musicAeterna и банка ВТБ. Теодор Курентзис, Алексей Ретинский и другие резиденты музыкального коллектива подобрали композиции, позволяющие погрузиться в контекст эпохи и творчества художника. Послушать музыку можно на специальном лендинге.

Новая Третьяковка
«Николай Рерих»
10 октября – 10 марта

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+