В культурном отношении Республика Узбекистан знаменита прежде всего изысканно декорированными мечетями и другой исламской архитектурой, украшающей города, стоящие на Шелковом пути из Китая на Ближний Восток: Бухару, Самарканд и Ташкент. Но сейчас страна готовится открыть сразу несколько музеев современного искусства и провести ряд крупных культурных мероприятий, запланированных на ближайшие два года.
В числе готовящихся открытий — новое здание для Государственного музея искусств Узбекистана в Ташкенте, строящееся по проекту японского архитектурного бюро Tadao Ando Architects & Associates. Музей, коллекция которого насчитывает более 100 тыс. экспонатов, станет крупнейшим в Центральной Азии выставочным пространством общей площадью более 40 тыс. кв. м. Дата открытия еще не объявлена.
Среди других важных проектов — реставрация Центра современного искусства (ЦСИ), также расположенного в Ташкенте. Он занимает здания бывшей дизельной электростанции 1912 года постройки и трамвайного депо, которые сейчас реконструируются под руководством французской архитектурной фирмы Studio KO. Ожидается, что ЦСИ откроется в 2024 году.
Что послужило толчком к активным инвестициям в современное искусство? Богатая природными ресурсами, эта среднеазиатская страна, не имеющая выхода к морю, в 2015 году присоединилась к инициативе «Один пояс — один путь» — многонациональной инфраструктурной программе Китая. Через Узбекистан проходят два ее ключевых маршрута, а также все четыре коридора газопровода Туркменистан — Китай. Кроме того, Узбекистан все больше открывается для частных зарубежных инвесторов и рыночной конкуренции, приобретая растущее значение для европейских партнеров.
С момента вступления на пост президента Узбекистана в 2016 году Шавката Мирзиёева реализован ряд реформ, в том числе направленных на защиту природных ресурсов и культурно-исторического наследия. В 2017 году Мирзиёев учредил первый в республике государственный Фонд развития культуры и искусства, который сейчас возглавляет куратор Гаянэ Умерова. Фонд отвечает за участие Узбекистана в Венецианской биеннале (впервые павильон страны открылся на Архитектурной биеннале в 2021 году), а также за организацию международных выставок совместно с зарубежными партнерами. В этом году выставки, на которых были представлены узбекские артефакты и археологические сокровища, прошли в Лувре и Институте арабского мира в Париже, а также в берлинской Галерее Джеймса Симона. В следующем году в Галерее Уффици во Флоренции и в Университете Ка’Фоскари в Венеции планируется провести двухчастную выставку, посвященную авангарду из коллекций Узбекистана. Страна, большинство населения которой составляют мусульмане-сунниты, укрепляет свои культурные связи и с Ближним Востоком: в январе Узбекистан принял участие в первой Биеннале исламского искусства, а в ноябре будет впервые представлен на Архитектурной триеннале в Шардже.
Гаянэ Умерова отказалась обсуждать операционный бюджет Фонда развития культуры и искусства и стоимость отдельных музейных проектов, но подчеркнула, что у ее организации есть долгосрочное стратегическое видение в отношении местных культурных институций. «Наша задача — способствовать обновлению музеев, обеспечивая их соответствие международным стандартам, — говорит она. — Мы хотим предложить посетителям опыт мирового уровня, достойный богатства и разнообразия культурного наследия Узбекистана. Мы работаем над созданием среды, где прошлое получает заслуженное уважение, настоящее обогащается, а будущее открывает перспективы для активной культурной жизни и развития».
Перед директором ЦСИ Ниссо Яхшимурадовой стоит задача привлечь местных жителей в музей, а также способствовать формированию культуры меценатства. «Сцена современного искусства переживает период постепенного роста, — объясняет она. — Но мы стремимся дать узбекским художникам возможность интегрироваться в мировое современное искусство». В ожидании открытия ЦСИ запускает в ноябре программу резиденций в исторических уголках Старого города Ташкента — махаллях Намуна и Хаст-Имом, тоже реконструированных Studio KO. Участники программы получат в свое распоряжение студии, а также доступ к местным ремесленным мастерским и традиционным знаниям.
У Фонда развития культуры и искусства большие планы и в отношении регионов. В 2025 году Узбекистан запустит художественную биеннале в Бухаре — прекрасно сохранившемся средневековом центре исламской культуры и теологии. «Этот проект сыграет важную роль в развитии региона, — говорит Умерова. — Его миссия не ограничивается географической территорией; в нем примут участие местные ремесленники, художники, а также их зарубежные коллеги, что будет способствовать обмену опытом и знаниями».
Узбекистан также собирается использовать культуру и искусство в качестве инструмента для работы над ошибками прошлого, в частности последствиями нерационального использования природных ресурсов. Выступая в марте на Конференции ООН по водным ресурсам, Гаянэ Умерова рассказала о планах запустить культурную программу в бассейне Аральского моря, призванную решить проблему озера, которое когда-то было четвертым по величине в мире, а теперь превратилось в пустыню. «Наша главная цель — не просто возродить регион Аральского моря, но сформировать вокруг него новый нарратив, противостоящий нынешним представлениям о его посткатастрофическом состоянии», — говорит Умерова. Ключевую роль в этом проекте должен сыграть Аральский культурный саммит, который состоится весной следующего года. На нем художникам и архитекторам предложат переосмыслить пустыню и ее экологию, чтобы улучшить условия в регионе.
«В народной архитектуре материалом для устойчивого строительства служат утрамбованная земля и тростник. Основанный на биодизайне подход позволяет использовать в качестве новых материалов водоросли и соль, которые, в отличие от бетона, практически не требуют использования воды», — рассказывает Умерова. Вскоре Шелковый путь усеют образцы современной архитектуры, возведенные для экспонирования лучшего современного искусства региона. Если Узбекистан продолжит активно поддерживать своих художников, он будет важной точкой на этом историческом маршруте для ценителей культуры.