18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Как Петербургу идти в будущее, не теряя прошлого

Дискуссия-открытие деловой программы «Город будущего» прошла в рамках фестиваля «Друзья Петербурга». Фото: ПАО «Газпром»
Дискуссия-открытие деловой программы «Город будущего» прошла в рамках фестиваля «Друзья Петербурга».
Фото: ПАО «Газпром»

Дискуссия — открытие деловой программы «Город будущего», посвященная самому европейскому мегаполису России, в рамках фестиваля «Друзья Петербурга» прошла в Центральной городской публичной библиотеке им. В.В.Маяковского

Деловая программа «Город будущего» — одна из самых важных составляющих фестиваля «Друзья Петербурга». Обсуждение судьбы города и дальнейшего вектора его развития в профессиональной среде с привлечением широкой общественности помогает найти точки роста самого европейского мегаполиса России. Участники дискуссий и деловых встреч постарались сформулировать концепцию Санкт-Петербурга будущего и определить направления развития города как музея под открытым небом, хранящего историческое наследие и создающего новые точки притяжения.

Главной дискуссионной площадкой деловой программы «Город будущего» стала в этом году Центральная городская публичная библиотека имени В.В.Маяковского. Программу открыла дискуссия, в которой свой взгляд на проблему развития города высказали генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) Роман Карманов, куратор и представитель независимых городских культурных инициатив Лиза Савина, глава выставочного зала «Невский, 19» Государственного музея городской скульптуры Наталия Яблонская, архитектор и руководитель архитектурного бюро «Хвоя» Георгий Снежкин, историк архитектуры и критик Ксения Малич.

Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского, недавно отреставрированная, стала площадкой для деловой программы в рамках фестиваля «Друзья Петербурга». Фото: ПАО «Газпром»
Центральная городская публичная библиотека им. В.В. Маяковского, недавно отреставрированная, стала площадкой для деловой программы в рамках фестиваля «Друзья Петербурга».
Фото: ПАО «Газпром»

Модератором дискуссии выступила главный редактор The Art Newspaper Russia, арт-критик Милена Орлова, которая и предложила первую тему для обсуждения.

«С одной стороны, Петербург — город-памятник, уникальное для России место, где сохраняется историческое наследие, с другой стороны, это развивающийся мегаполис, — сказала Милена Орлова. — Петербург — город-отражение, город-зеркало, и дело не только в Неве, реках и каналах, но и в мощной мифологии города, задуманного как некое отражение европейских городов. Как найти баланс между гением места и актуальной повесткой? На какие изменения сейчас существует запрос в области архитектуры и урбанизации?»

Куратор и представитель независимых городских культурных инициатив Лиза Савина, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) Роман Карманов и главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова на дискуссии «Город будущего». Фото: ПАО «Газпром»
Куратор и представитель независимых городских культурных инициатив Лиза Савина, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив (ПФКИ) Роман Карманов и главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова на дискуссии «Город будущего».
Фото: ПАО «Газпром»

По мнению Романа Карманова, сегодня одна из самых актуальных проблем Петербурга — активная застройка новых районов, комфортных для проживания, но совершенно не отражающих принадлежность к истории и культуре Северной столицы. «На мой взгляд, нужно дать возможность творческим людям проявить здесь свои инициативы, вовлечь их в распространение культуры Петербурга от центра к окраинам, — уверен Роман Карманов. — Это одна из наиболее важных задач, и мы можем поддержать людей с их инициативами. За два года с момента открытия фонда мы уже поддержали почти 300 проектов из Петербурга».

Для архитектора Георгия Снежкина новые районы застройки Петербурга — важные точки роста, где может применить себя актуальный архитектор. У Петербурга есть заранее заданный план, определенные правила и идеи, заложенные Петром и до сих пор актуальные. Но эта предопределенность делает еще более очевидным гигантский контраст между тем, что должно быть, и тем, что происходит на самом деле. «Приезжая в любой новый, активно застраивающийся район Петербурга, мы не определим, где находимся — в городе с 300-летней историей или в любой другой географической точке, — отметил Георгий Снежкин. — Вроде понятно, что с этим делать, но из-за инерции мы продолжаем заполнять пространство новыми квадратными метрами. И это та проблема, над которой нужно думать в первую очередь».

Одна из самых актуальных проблем Петербурга – активная застройка новых районов, комфортных для проживания, но не отражающих принадлежность истории и культуре Северной столицы. Фото: ПАО «Газпром»
Одна из самых актуальных проблем Петербурга – активная застройка новых районов, комфортных для проживания, но не отражающих принадлежность истории и культуре Северной столицы.
Фото: ПАО «Газпром»

Историк архитектуры Ксения Малич согласилась с Георгием Снежкиным, что Петербург изначально был неким конечным продуктом, заданным конкретным планом. Облик города предполагал дисциплинированность и соразмерность панорам, ансамблевый подход к застройке, равновесие и чувство меры. «Но, как только чувство меры теряется, теряется образ города, — считает Ксения Малич. — Согласованность должна быть в ритме, пропорциях, в правде материалов. Если хотя бы отчасти такие приемы применить в новых районах, эти паттерны дадут продолжение историческому пространству».

Говоря об удачных проектах актуализации историко-культурного наследия Петербурга, появившихся в последние десятилетия, все участники обсуждения отметили реконструкцию Главного штаба — современного актуального пространства Государственного Эрмитажа.

Участники дискуссии «Город будущего» отметили реконструкцию Главного штаба как самый удачный пример актуализации историко-культурного наследия Петербурга в последние десятилетия. Фото: ПАО «Газпром»
Участники дискуссии «Город будущего» отметили реконструкцию Главного штаба как самый удачный пример актуализации историко-культурного наследия Петербурга в последние десятилетия.
Фото: ПАО «Газпром»

Оживленное обсуждение участниками круглого стола вызвало выступление Наталии Яблонской. Она заговорила о действительно острой проблеме для Петербурга — установке новых памятников. С момента основания города новые монументы появлялись на его улицах и площадях только по воле властей. Сейчас у власти нет четкой политики в этой сфере, и в последнее время к ней активно подключились горожане. Но кто и как должен регулировать эту сферу — большой вопрос. «На мой взгляд, очевидно, что ничего в центре города ставить не нужно. Не надо трогать Петербург! — заявила Наталия Яблонская. — Какие памятники могут появляться в других районах города — открытый вопрос, но я уверена: они не должны копировать старый Петербург или повторять его. Пусть это будет новое искусство».

По мнению Ксении Малич, все современные памятники должны быть легко демонтируемыми, хотя это и не подразумевает никакого иконоборчества: демонтированный не значит уничтожаемый. В российской истории уже был такой опыт, в частности в ленинском плане монументальной пропаганды. «Этот план наглядно показал, что памятник можно поставить на какое-то время, потом убрать и сохранить его в музее, если граждане, власти или время откажутся от него, — напомнила Ксения Малич. — Иногда чуть-чуть терпения и временная дистанция помогают найти очевидные, наиболее эффективные решения, наилучшее решение».

Как изменяется общественный ландшафт, когда в него внедряются такие масштабные современные объекты, как «Лахта Центр», и как вообще появляются новые пространства, или так называемые третьи места? Ответы на эти вопросы и размышления о том, в какую сторону надо двигаться Петербургу, завершили дискуссию за круглым столом.

«Мне кажется, все начинается с озеленения и еды, — заметила Ксения Малич. — Цицерон говорил: если у тебя есть библиотека и сад, у тебя есть всё. В современной культуре есть такая практика: там, где появляются книги, кофе, скамейки среди кустов и цветов, человеку хочется остаться. Петербург создан для общения, здесь оно даже важнее, чем его результат, в отличие от Москвы. И туда же, в такие „третьи места“, приходит новое искусство».

Помимо широкой программы озеленения города, по мнению историка архитектуры, важной составляющей процесса формирования точек роста должно стать привлечение к этому процессу молодежи. «Молодым нужно доверять, молодость — энергия роста», — считает Ксения Малич.

Только опора на человеческие ресурсы, по словам Наталии Яблонской, может сохранить вектор устойчивого развития. «Какие бы ни были идеи, люди — важнее, — уверена глава выставочного зала «Невский, 19», — от них все зависит». Эту позицию поддержал и Роман Карманов. «Главные точки роста — в людях, — полагает он. — Не обращаешь внимания на людей — нет роста. Делаешь что-то, чего они не хотят, — нет роста. Нужно не просто обратить внимание на их нужды — необходимо выяснить, что им нужно, и сделать это вместе с ними. Чем фестиваль „Друзья Петербурга“ и занимается».

Тема деловой программы «Город будущего» продолжилась и в других обсуждениях, проходивших в Библиотеке имени Маяковского на протяжении всего форума.

Самое читаемое:
1
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
Выставка в фонде In artibus в каком-то смысле возвращает публике незаслуженно подзабытое имя Ивана Хруцкого — художника, снискавшего в XIX веке славу главного в России мастера натюрмортов
20.12.2024
Художника, которого называли «Айвазовским цветов и плодов», показывают в Москве
2
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
В Третьяковке в Кадашах открылась ретроспектива Виктора Попкова, задуманная еще десять лет назад. Однако ее подготовка растянулась на годы. Каким явили современному зрителю шестидесятника, которого знают как мастера «сурового стиля»?
05.12.2024
«Не такой уж суровый»: в Третьяковской галерее открылась ретроспектива Виктора Попкова
3
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
4
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
5
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
В России 11 картин и 16 рисунков великого романтика — это самое большое собрание за пределами Германии. Кураторы выставки «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия» собрали в Эрмитаже почти все эти работы
10.12.2024
Каспару Давиду Фридриху 250 лет: Эрмитаж празднует юбилей с размахом
6
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
В Музеях Московского Кремля закончили восстановление коронационного платья жены Николая I, императрицы Александры Федоровны. Облачение 1826 года находилось в работе десять лет — впрочем, чистого времени на воссоздание было потрачено гораздо меньше
05.12.2024
Серебряная парча и кружево — опять как при государыне
7
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+