18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нептун и Флора из сада Строгановского дворца перебрались под крышу

Две мраморные фигуры из известняка теперь займут места в вестибюле главного корпуса Строгановского дворца. Фото: Государственный Русский музей
Две мраморные фигуры из известняка теперь займут места в вестибюле главного корпуса Строгановского дворца.
Фото: Государственный Русский музей
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Специалисты Русского музея отреставрировали скульптуры, до недавнего времени стоявшие во внутреннем дворе этого величественного здания на Невском. Они сохранились лучше, чем изваяния из Летнего сада, но тоже нуждались в срочных мерах по спасению

Две мраморные фигуры, две мраморные вазы на таких же основаниях и маскарон (декоративный рельеф в виде маски) из известняка теперь займут места в вестибюле главного корпуса Строгановского дворца. Реставрация проходила при поддержке компании «Россети Ленэнерго» в рамках большого проекта по восстановлению сада дворца Строгановых.

Почти год специалисты Государственного Русского музея возвращали фигурам Нептуна и Флоры, а также вазам и массивному маскарону надлежащий вид. По мнению мастеров, эти работы необходимо было проделать как можно быстрее, поскольку состояние произведений представлялось крайне тяжелым.

В течение года реставраторы расчищали поверхности статуй и ваз от загрязнений. Фото: Государственный Русский музей
В течение года реставраторы расчищали поверхности статуй и ваз от загрязнений.
Фото: Государственный Русский музей

«Если говорить о степени разрушения камня, то эти предметы сохранились примерно на таком же уровне, как скульптура Летнего сада, которую пришлось буквально спасать, — говорит Анна Казанова, художник-реставратор отдела реставрации каменной и гипсовой скульптуры ГРМ. — Хотя скульптуре из сада пришлось тяжелее: он был открыт для посетителей с конца XVIII века, люди нередко трогали фигуры, ломали детали. К тому же большая часть скульп­туры Летнего сада меньше размером, у фигур там много мелких деталей, которые быстрее съедает грибок».

Скульптурам из Строгановского дворца в этом смысле повезло больше: до 1908 года они находились на даче Строгановых, куда был закрыт доступ посторонним. Потом владелец отказался от дачи, и изваяния перенесли в закрытый двор Строгановского дворца на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. Но на серьезную степень разрушения камня повлияло не только место их расположения, но и другие факторы.

«Фигура Флоры находилась в тяжелом состоянии еще и потому, что ее вырезали из куска мрамора со значительным включением перита (редкого минерала. — TANR), отчего вся фигура пронизана прожилками ржавого цвета, — рассказал Алексей Баруздин, заведующий отделом каменной и гипсовой скульптуры ГРМ. — Перит разрушал камень изнутри, а снаружи мрамор разъедал липовый сок с деревьев, под которыми стояла скульптура уже во дворе в центре Петербурга».

Статуя Нептуна из собрания Строгановых — одна из самых ранних по времени создания, даже по сравнению со скульптурами Летнего сада. Фото: Государственный Русский музей
Статуя Нептуна из собрания Строгановых — одна из самых ранних по времени создания, даже по сравнению со скульптурами Летнего сада.
Фото: Государственный Русский музей

Статуя Нептуна из собрания Строгановых — одна из самых ранних по времени создания, даже по сравнению со скульптурами Летнего сада: неизвестный итальянский мастер выполнил ее в конце XVII века. Фигура Флоры моложе: это копия античной Флоры Фарнезской, созданная в XVIII столетии. Происхождение маскарона и ваз неизвестно. Как считают специалисты, эти предметы созданы в XIX веке. Маскарон может быть фрагментом моста на даче Строгановых.

В течение года реставраторы расчищали поверхности статуй и ваз от загрязнений, обеззараживали камень, пострадавший от грибка. Кроме того, удалены старые реставрационные доделки, восполнены утраченные фрагменты и мелкие повреждения. Сейчас изваяния законсервированы и будут доступны для посетителей в закрытом помещении дворцового вестибюля. Вопрос о создании копий и их установке во внутреннем саду дворца пока не обсуждался. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+