18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Нептун и Флора из сада Строгановского дворца перебрались под крышу

Две мраморные фигуры из известняка теперь займут места в вестибюле главного корпуса Строгановского дворца. Фото: Государственный Русский музей
Две мраморные фигуры из известняка теперь займут места в вестибюле главного корпуса Строгановского дворца.
Фото: Государственный Русский музей
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Специалисты Русского музея отреставрировали скульптуры, до недавнего времени стоявшие во внутреннем дворе этого величественного здания на Невском. Они сохранились лучше, чем изваяния из Летнего сада, но тоже нуждались в срочных мерах по спасению

Две мраморные фигуры, две мраморные вазы на таких же основаниях и маскарон (декоративный рельеф в виде маски) из известняка теперь займут места в вестибюле главного корпуса Строгановского дворца. Реставрация проходила при поддержке компании «Россети Ленэнерго» в рамках большого проекта по восстановлению сада дворца Строгановых.

Почти год специалисты Государственного Русского музея возвращали фигурам Нептуна и Флоры, а также вазам и массивному маскарону надлежащий вид. По мнению мастеров, эти работы необходимо было проделать как можно быстрее, поскольку состояние произведений представлялось крайне тяжелым.

В течение года реставраторы расчищали поверхности статуй и ваз от загрязнений. Фото: Государственный Русский музей
В течение года реставраторы расчищали поверхности статуй и ваз от загрязнений.
Фото: Государственный Русский музей

«Если говорить о степени разрушения камня, то эти предметы сохранились примерно на таком же уровне, как скульптура Летнего сада, которую пришлось буквально спасать, — говорит Анна Казанова, художник-реставратор отдела реставрации каменной и гипсовой скульптуры ГРМ. — Хотя скульптуре из сада пришлось тяжелее: он был открыт для посетителей с конца XVIII века, люди нередко трогали фигуры, ломали детали. К тому же большая часть скульп­туры Летнего сада меньше размером, у фигур там много мелких деталей, которые быстрее съедает грибок».

Скульптурам из Строгановского дворца в этом смысле повезло больше: до 1908 года они находились на даче Строгановых, куда был закрыт доступ посторонним. Потом владелец отказался от дачи, и изваяния перенесли в закрытый двор Строгановского дворца на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. Но на серьезную степень разрушения камня повлияло не только место их расположения, но и другие факторы.

«Фигура Флоры находилась в тяжелом состоянии еще и потому, что ее вырезали из куска мрамора со значительным включением перита (редкого минерала. — TANR), отчего вся фигура пронизана прожилками ржавого цвета, — рассказал Алексей Баруздин, заведующий отделом каменной и гипсовой скульптуры ГРМ. — Перит разрушал камень изнутри, а снаружи мрамор разъедал липовый сок с деревьев, под которыми стояла скульптура уже во дворе в центре Петербурга».

Статуя Нептуна из собрания Строгановых — одна из самых ранних по времени создания, даже по сравнению со скульптурами Летнего сада. Фото: Государственный Русский музей
Статуя Нептуна из собрания Строгановых — одна из самых ранних по времени создания, даже по сравнению со скульптурами Летнего сада.
Фото: Государственный Русский музей

Статуя Нептуна из собрания Строгановых — одна из самых ранних по времени создания, даже по сравнению со скульптурами Летнего сада: неизвестный итальянский мастер выполнил ее в конце XVII века. Фигура Флоры моложе: это копия античной Флоры Фарнезской, созданная в XVIII столетии. Происхождение маскарона и ваз неизвестно. Как считают специалисты, эти предметы созданы в XIX веке. Маскарон может быть фрагментом моста на даче Строгановых.

В течение года реставраторы расчищали поверхности статуй и ваз от загрязнений, обеззараживали камень, пострадавший от грибка. Кроме того, удалены старые реставрационные доделки, восполнены утраченные фрагменты и мелкие повреждения. Сейчас изваяния законсервированы и будут доступны для посетителей в закрытом помещении дворцового вестибюля. Вопрос о создании копий и их установке во внутреннем саду дворца пока не обсуждался. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+