18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нептун и Флора из сада Строгановского дворца перебрались под крышу

Две мраморные фигуры из известняка теперь займут места в вестибюле главного корпуса Строгановского дворца. Фото: Государственный Русский музей
Две мраморные фигуры из известняка теперь займут места в вестибюле главного корпуса Строгановского дворца.
Фото: Государственный Русский музей
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Специалисты Русского музея отреставрировали скульптуры, до недавнего времени стоявшие во внутреннем дворе этого величественного здания на Невском. Они сохранились лучше, чем изваяния из Летнего сада, но тоже нуждались в срочных мерах по спасению

Две мраморные фигуры, две мраморные вазы на таких же основаниях и маскарон (декоративный рельеф в виде маски) из известняка теперь займут места в вестибюле главного корпуса Строгановского дворца. Реставрация проходила при поддержке компании «Россети Ленэнерго» в рамках большого проекта по восстановлению сада дворца Строгановых.

Почти год специалисты Государственного Русского музея возвращали фигурам Нептуна и Флоры, а также вазам и массивному маскарону надлежащий вид. По мнению мастеров, эти работы необходимо было проделать как можно быстрее, поскольку состояние произведений представлялось крайне тяжелым.

В течение года реставраторы расчищали поверхности статуй и ваз от загрязнений. Фото: Государственный Русский музей
В течение года реставраторы расчищали поверхности статуй и ваз от загрязнений.
Фото: Государственный Русский музей

«Если говорить о степени разрушения камня, то эти предметы сохранились примерно на таком же уровне, как скульптура Летнего сада, которую пришлось буквально спасать, — говорит Анна Казанова, художник-реставратор отдела реставрации каменной и гипсовой скульптуры ГРМ. — Хотя скульптуре из сада пришлось тяжелее: он был открыт для посетителей с конца XVIII века, люди нередко трогали фигуры, ломали детали. К тому же большая часть скульп­туры Летнего сада меньше размером, у фигур там много мелких деталей, которые быстрее съедает грибок».

Скульптурам из Строгановского дворца в этом смысле повезло больше: до 1908 года они находились на даче Строгановых, куда был закрыт доступ посторонним. Потом владелец отказался от дачи, и изваяния перенесли в закрытый двор Строгановского дворца на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. Но на серьезную степень разрушения камня повлияло не только место их расположения, но и другие факторы.

«Фигура Флоры находилась в тяжелом состоянии еще и потому, что ее вырезали из куска мрамора со значительным включением перита (редкого минерала. — TANR), отчего вся фигура пронизана прожилками ржавого цвета, — рассказал Алексей Баруздин, заведующий отделом каменной и гипсовой скульптуры ГРМ. — Перит разрушал камень изнутри, а снаружи мрамор разъедал липовый сок с деревьев, под которыми стояла скульптура уже во дворе в центре Петербурга».

Статуя Нептуна из собрания Строгановых — одна из самых ранних по времени создания, даже по сравнению со скульптурами Летнего сада. Фото: Государственный Русский музей
Статуя Нептуна из собрания Строгановых — одна из самых ранних по времени создания, даже по сравнению со скульптурами Летнего сада.
Фото: Государственный Русский музей

Статуя Нептуна из собрания Строгановых — одна из самых ранних по времени создания, даже по сравнению со скульптурами Летнего сада: неизвестный итальянский мастер выполнил ее в конце XVII века. Фигура Флоры моложе: это копия античной Флоры Фарнезской, созданная в XVIII столетии. Происхождение маскарона и ваз неизвестно. Как считают специалисты, эти предметы созданы в XIX веке. Маскарон может быть фрагментом моста на даче Строгановых.

В течение года реставраторы расчищали поверхности статуй и ваз от загрязнений, обеззараживали камень, пострадавший от грибка. Кроме того, удалены старые реставрационные доделки, восполнены утраченные фрагменты и мелкие повреждения. Сейчас изваяния законсервированы и будут доступны для посетителей в закрытом помещении дворцового вестибюля. Вопрос о создании копий и их установке во внутреннем саду дворца пока не обсуждался. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+