18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древнее наследие Европы спасают от последствий глобального потепления

Остров Роз на Штарнбергском озере с остатками доисторических поселений страдает от снега и волн. Фото: imageBROKER.com GmbH & Co. KG / Alamy Stock Photo
Остров Роз на Штарнбергском озере с остатками доисторических поселений страдает от снега и волн.
Фото: imageBROKER.com GmbH & Co. KG / Alamy Stock Photo
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

ЕС запустил проект «Трикветр» для защиты от гибели объектов культурно-исторического наследия — от древнегреческого города XII века до н.э., который разрушается из-за повышения уровня моря, до затопленных доисторических поселений в германском озере

Проект «Трикветр», получивший почти €4 млн в рамках программы Европейского союза Horizon Europe, будет работать до конца 2025 года. Он объединил 21 организацию из 7 стран: Австрии, Германии, Греции, Италии, Кипра, Польши и Швейцарии. Исследователи отслеживают состояние восьми пилотных объектов, расположенных под водой, в прибрежных и материковых зонах, в число которых входят римская вилла, построенная императором Августом, подводный город XII века до н.э. Эпидавр в Греции и стоящие под водой доисторические дома на сваях в Штарнбергском озере в Германии.

Эксперт ЮНЕСКО по подводному наследию Эдуард Планш рассказал The Art Newspaper, что особую угрозу несут изменения водных течений и химического состава океанов. Из-за повышения уровня моря различные археологические объекты может постичь судьба древнеримского города Байи возле Неаполя, в VII–VIII веках погрузившегося в Средиземное море по мере проседания земной коры из-за опустошения подземных магматических камер. Теперь его могут увидеть только дайверы. «Последствия глобального потепления очевидны по всему миру: крупные пожары, сильнейшие наводнения и резкие колебания температуры, — говорит руководитель проекта «Трикветр» Харалампос Иоаннидис. — Было важно запустить проект именно сейчас».

Сальваторе Мартино, геолог из Римского университета «Ла Сапиенца», работающий над пилотным объектом в итальянском Вентотене, рассказывает, что это первый проект по мониторингу культурного наследия с таким широким географическим охватом. Однако у всех объектов есть кое-что общее. «Все они так или иначе подвержены активному воздействию воды», — объясняет Мартино.

В основе проекта, который получил название трехчастного орнамента, использовавшегося в средневековой архитектуре, лежит трехступенчатая методология. Сначала исследователи выявляют угрозы, которые изменение климата несет для конкретного объекта, затем количественно оценивают серьезность этих угроз и наконец предлагают меры по минимизации их последствий. В этих целях они используют передовые технологии, в том числе космические спутники, гидрологическую съемку, мультиспектральные датчики, многолучевые гидролокаторы и лазерную спектроскопию. Исследователи руководствуются специально разработанной системой поддержки принятия решений (DSS). Цифровая платформа помогает разрабатывать индивидуальные меры по минимизации угрозы для каждого отдельного объекта. Параллельно участники проекта будут вносить информацию о своих исследованиях в специальную базу данных, где с ними смогут консультироваться другие эксперты. Доступ к DSS будет открытым.

В проект «Трикветр» входит несколько стран, не являющихся очевидными политическими партнерами. Так, польская националистическая партия «Право и справедливость», которая, как ожидается, одержит победу на выборах 15 октября, в последние месяцы находится в состоянии конфликта с ЕС из-за миграционной политики. Руководство «Трикветра» считает, что проект может способствовать политическому сближению стран-участниц.

Сегодня из-за изменений климата угроза мировому культурному наследию беспрецедентна. Участившиеся песчаные бури засыпают кропотливо раскопанные вавилонские сокровища в Ираке, а у берегов Средиземного моря археологические памятники разрушаются штормами. В июле «Гринпис» сообщил, что проливные дожди и колебания влажности угрожают древним буддийским фрескам в пещерах Могао — объекту всемирного наследия ЮНЕСКО в китайской провинции Ганьсу. Благодаря проекту «Трикветр» эксперты в области наследия смогут получить уникальные инструменты для защиты этих и других объектов.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+