В профессиональных кругах возникли опасения, что недавно назначенная правительством комиссия для отбора новых директоров в крупнейшие музеи Италии, в том числе в Галерею Уффици во Флоренции и Пинакотеку Брера в Милане, недостаточно беспристрастна, из-за чего Министерство культуры может получить возможность продвигать своих фаворитов.
Комиссия из пяти человек была сформирована в рамках запущенного в июне министерством тендера по отбору кандидатов на пост директоров Музея Каподимонте в Неаполе и Национальной галереи современного искусства в Риме. Комиссия выберет троих соискателей для каждого из музеев, после чего министерство объявит победителя.
В датированном 25 июля открытом письме, адресованном министру культуры Дженнаро Санджулиано и генеральному директору Министерства по делам музеев Массимо Осанне, критики подчеркивают, что в комиссию входит лишь один профессиональный искусствовед — Даниела Порро, при этом работающая в надзорном органе Министерства культуры. К тому же и у Порро, и у другого сотрудника министерства, Луиджи Ла Рокка, очень ограниченный опыт работы в сфере музейного управления. В письме, которое подписали Итальянское общество историков искусства (SISCA) и Университетский совет искусствоведения (Cunsta), говорится: «Вызывает вопросы включение в комиссию, чья позиция должна быть беспристрастной, двух сотрудников Министерства культуры, которые не смогут пренебрегать указаниями этого ведомства».
Президент SISCA Массимилиано Росси рассказал The Art Newspaper, что его тревожит отсутствие зарубежных экспертов в составе комиссии, и обратил внимание на преобладание специалистов в области археологии, в числе которых Кармела Капальди из неапольского Университета Федерико II. Массимо Осанна, который раньше был директором археологического комплекса в Помпеях, также преподает в этом университете. «Существует риск, что в Уффици попадет археолог», — говорит Росси. Осанна ответил на это в интервью, опубликованном в газете La Repubblica, подчеркнув высокую квалификацию членов комиссии и назвав «постыдным» предположение о том, что на них могут оказывать влияние извне. «Что они хотят этим сказать? Что наши директора некомпетентны?» — вопрошает Осанна.
Критики сравнивают сегодняшнюю ситуацию с предыдущим музейным тендером, который провел в 2015 году предшественник Санджулиано Дарио Франческини. Тогда комиссию возглавлял Паоло Баратта, в то время директор Венецианской биеннале, а в ее состав входил бывший директор лондонской Национальной галереи Николас Пенни. В результате тендера крупнейшие музеи Италии возглавило семеро зарубежных экспертов. В числе новых директоров были Айке Шмидт из Германии (Галерея Уффици), Джеймс Брэдбёрн из Великобритании (Пинакотека Брера) и Сильвен Белланже из Франции (Музей Каподимонте).
Хотя условия нового тендера разрешают прием заявок от кандидатов из других стран Евросоюза, арт-критик и помощник министра культуры Витторио Згарби еще в январе в интервью газете Corriere Fiorentino дал понять, что нынешнее правительство Италии намерено отдавать предпочтение местным кандидатам. «Для следующего тендера мы склоняемся к включению в отборочные комиссии членов, которые более тесно связаны с территорией страны», — заявил он. Комментируя слова Згарби, Росси прогнозирует, что «эпоха зарубежных директоров закончилась».
Имена победителей тендера объявят осенью. Кроме того, министерство планирует назначить новых руководителей в три другие важные институции: Национальный археологический музей в Неаполе, Королевские музеи в Турине и недавно объединенные Галерею Академии и Музей Барджелло во Флоренции, а также еще в 17 получивших автономию музеев, — в рамках следующего тендера, который объявят в феврале.