18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Русский музей привез пейзажи в звенигородский Манеж

Исаак Левитан. «Домик с ракитами». Первая половина 1880-х. Фото: Русский музей
Исаак Левитан. «Домик с ракитами». Первая половина 1880-х.
Фото: Русский музей
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Выставка называется «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX веков из собрания Русского музея». Самый известный русский пейзажист помещен в центр экспозиции не случайно: он трижды приезжал под Звенигород на пленэр

Возрождение звенигородского Манежа похоже на чудо. Еще семь лет назад памятник находился в аварийном состоянии, был выставлен на аукцион и имел все шансы превратиться в торговый центр или ресторан. А ведь это самая ранняя, 1830 года, светская постройка в городе. К счастью, Манежу вернули его прежнюю функцию — быть центром культуры. Сейчас здесь работает городской музей с 300-метровым залом для временных экспозиций. Министерство культуры Подмосковья заключило соглашение с Государственным Русским музеем — теперь он каждые полгода будет делать выставки на этой площадке.

Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже. Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник
Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже.
Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник

Первую выставку посвятили Исааку Левитану, и это не случайно. Самый известный русский пейзажист трижды — в 1884, 1886 и 1887 годах — приезжал под Звенигород в Саввинскую слободу на пленэр. Здесь он написал порядка двух десятков картин и этюдов. Константин Коровин оставил воспоминания об их совместном житье: как студенты Московского училища живописи, ваяния и зодчества вместе с крестьянами выходили в поля на работу. Первые рисовали, вторые косили и в перерывах искренне сочувствовали живописцам: «Художники… в одном кармане вошь на аркане, в другом блоха на цепи… мажут краской невесть што. А то — кому надоть?»

Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже. Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник
Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже.
Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник

Любил окрестности Звенигорода и учитель Левитана Алексей Саврасов, первым из московских художников оценивший этот «подмосковный Барбизон». В Саввинской слободе провел последние годы жизни преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества, пейзажист Лев Каменев (1833–1886). Куратор выставки, ведущий научный сотрудник Русского музея Сергей Кривонденченков, считает важной преемственность между учителями и учениками, в частности Саврасовым и Левитаном. Оба умели «ценить в природе тонкую лирику». Их совместными усилиями сформировался «лишенный внешних эффектов национальный пейзаж».

Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже. Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник
Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже.
Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник

Еще один центр звенигородской арт-жизни —усадьба Введенское. Ее построили в конце XVIII века по проекту Николая Львова, чей правнук Василий Поленов будет так влюблен в это место, что в 1880-х попытается его купить, впрочем безрезультатно. Здесь провела детство Мария Якунчикова (1870–1902), она запечатлела имение. В последние годы жизни в Введенском гостил Виктор Борисов-Мусатов (1870–1905) — на вторых планах его картин часто угадываются силуэты усадебных построек.

Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже. Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник
Выставка «Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX-начала XX вв. из собрания Русского музея» в Звенигородском Манеже.
Фото: Звенигородский государственный музей-заповедник

Работы всех этих художников, а еще произведения Алексея Боголюбова, Аполлинария Васнецова, Игоря Грабаря, Михаила Нестерова увидят зрители в звенигородском Манеже. Живописный ряд дополнят архивные фотографии и пейзажные открытки рубежа XIX–XX веков, а также мультимедийная программа «Слышать, как трава растет».

Выставка представляет русский пейзаж в момент его расцвета и позволяет осмыслить своеобразие московской школы, которая, в отличие от пейзажного класса в петербургской Академии художеств, была меньше ограничена правилами и оставляла авторам пространство для лирических интерпретаций.  

Звенигородский Манеж
«Вокруг Левитана. Пейзаж конца XIX — начала XX веков из собрания Русского музея»
До 25 февраля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
4
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+