18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Каким быть прекрасному антропологическому музею будущего

Традиционные японские игрушки - амулеты: кукла Дарума (слева) и игрушка Акабеко (справа). Фото: Pitt Rivers Museum
Традиционные японские игрушки - амулеты: кукла Дарума (слева) и игрушка Акабеко (справа).
Фото: Pitt Rivers Museum
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Обзор Адама Купера посвящен сегодняшнему состоянию и грядущим перспективам тех коллекций, основа которых была заложена еще в эпоху колониализма. Один из путей их развития автор усматривает в создании глобальной сети «космополитических музеев»

Как утверждал философ Франц Фанон в труде «Несчастные земли» (1961), «деколонизация всегда носит насильственный характер». Вот и Адам Купер, известный антрополог, ныне профессор Лондонской школы экономики, в новой книге «Музей других людей: от колониальных приобретений к космополитическим выставкам» рассматривает один из аспектов этого глобального конфликта — взлет и падение антропологического, или этнографического, музея (эти термины давно стали предметом споров) в Западной Европе и обеих Америках.

Adam Kuper. «The Museum of Other People: From Colonial Acquisitions to Cosmopolitan Exhibitions». Profile Books. 432 с.: 15 ил. £25. На английском языке
Adam Kuper. «The Museum of Other People: From Colonial Acquisitions to Cosmopolitan Exhibitions». Profile Books. 432 с.: 15 ил. £25. На английском языке

Многие коллекции такого рода тесно связаны с западным империалистическим проектом, запятнаны мнимой расовой наукой и нередко пропитаны кровью. Стоит надеяться, что в дальнейшем серьезная государственная поддержка коллекций, посвященных «другим людям», поможет укрепить сложную национальную идентичность. Но она может превратиться и в клетку, из которой не выбраться. Купер придерживается прагматичного курса в этих опасных водах, часто вооружаясь контраргументами или мнением меньшинства.

В ходе рассказа о нескольких учреждениях и выставках, а также о противоречивых идеях, которые их сформировали, Купер предлагает, в частности, две точки зрения на Музей Питта-Риверса в Оксфорде, ставший примером деколонизации. Во-первых, на парадигму музея как империалистического мешка с сокровищами, сформированного вкусами одного человека. А во-вторых, на музей не слишком продвинутый («музей, которому место в музее»), но с неоспоримой хаотичной энергией.

Постоянная экспозиция Музея Питта-Риверса  в Оксфорде, одного из «главных героев» книги. Фото: Pitt Rivers Museum
Постоянная экспозиция Музея Питта-Риверса в Оксфорде, одного из «главных героев» книги.
Фото: Pitt Rivers Museum

Сначала кураторы Музея Питта-Риверса подготовили карту с цветовой маркировкой, предупреждающей посетителей о том, что те или иные экспонаты могут оказаться «триггерами» для них. И действительно, в одном из музейных разделов — «Как обходились с мертвыми врагами» — экспонировались сморщенные и обглоданные головы, созданные народностями хиваро в Южной Америке. Позднее, в 2020 году, головы были изъяты из экспозиции, несмотря на их популярность у посетителей и вялый интерес представителей хиваро к их возвращению. Купер сообщает, что ему не разрешили использовать изображения голов в его монографии.

Заключительные пассажи книги автор посвящает светлому будущему, в котором сеть «космополитических музеев» свободно обменивается своими экспонатами и массивами данных. Идея эта не лишена привлекательности, хотя несколько скучна. На самом деле деколонизированная, но по-прежнему пестрая экспозиция в стиле Музея Питта-Риверса, безусловно, возможна и даже легко достижима. Это было бы отчасти вопросом ужесточения языка этикетажа, а отчасти — проявления такой же антропологической любознательности и к тем народам, которые первопроходцы XIX века именовали цивилизованными.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+