18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Каким быть прекрасному антропологическому музею будущего

Традиционные японские игрушки - амулеты: кукла Дарума (слева) и игрушка Акабеко (справа). Фото: Pitt Rivers Museum
Традиционные японские игрушки - амулеты: кукла Дарума (слева) и игрушка Акабеко (справа).
Фото: Pitt Rivers Museum
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Обзор Адама Купера посвящен сегодняшнему состоянию и грядущим перспективам тех коллекций, основа которых была заложена еще в эпоху колониализма. Один из путей их развития автор усматривает в создании глобальной сети «космополитических музеев»

Как утверждал философ Франц Фанон в труде «Несчастные земли» (1961), «деколонизация всегда носит насильственный характер». Вот и Адам Купер, известный антрополог, ныне профессор Лондонской школы экономики, в новой книге «Музей других людей: от колониальных приобретений к космополитическим выставкам» рассматривает один из аспектов этого глобального конфликта — взлет и падение антропологического, или этнографического, музея (эти термины давно стали предметом споров) в Западной Европе и обеих Америках.

Adam Kuper. «The Museum of Other People: From Colonial Acquisitions to Cosmopolitan Exhibitions». Profile Books. 432 с.: 15 ил. £25. На английском языке
Adam Kuper. «The Museum of Other People: From Colonial Acquisitions to Cosmopolitan Exhibitions». Profile Books. 432 с.: 15 ил. £25. На английском языке

Многие коллекции такого рода тесно связаны с западным империалистическим проектом, запятнаны мнимой расовой наукой и нередко пропитаны кровью. Стоит надеяться, что в дальнейшем серьезная государственная поддержка коллекций, посвященных «другим людям», поможет укрепить сложную национальную идентичность. Но она может превратиться и в клетку, из которой не выбраться. Купер придерживается прагматичного курса в этих опасных водах, часто вооружаясь контраргументами или мнением меньшинства.

В ходе рассказа о нескольких учреждениях и выставках, а также о противоречивых идеях, которые их сформировали, Купер предлагает, в частности, две точки зрения на Музей Питта-Риверса в Оксфорде, ставший примером деколонизации. Во-первых, на парадигму музея как империалистического мешка с сокровищами, сформированного вкусами одного человека. А во-вторых, на музей не слишком продвинутый («музей, которому место в музее»), но с неоспоримой хаотичной энергией.

Постоянная экспозиция Музея Питта-Риверса  в Оксфорде, одного из «главных героев» книги. Фото: Pitt Rivers Museum
Постоянная экспозиция Музея Питта-Риверса в Оксфорде, одного из «главных героев» книги.
Фото: Pitt Rivers Museum

Сначала кураторы Музея Питта-Риверса подготовили карту с цветовой маркировкой, предупреждающей посетителей о том, что те или иные экспонаты могут оказаться «триггерами» для них. И действительно, в одном из музейных разделов — «Как обходились с мертвыми врагами» — экспонировались сморщенные и обглоданные головы, созданные народностями хиваро в Южной Америке. Позднее, в 2020 году, головы были изъяты из экспозиции, несмотря на их популярность у посетителей и вялый интерес представителей хиваро к их возвращению. Купер сообщает, что ему не разрешили использовать изображения голов в его монографии.

Заключительные пассажи книги автор посвящает светлому будущему, в котором сеть «космополитических музеев» свободно обменивается своими экспонатами и массивами данных. Идея эта не лишена привлекательности, хотя несколько скучна. На самом деле деколонизированная, но по-прежнему пестрая экспозиция в стиле Музея Питта-Риверса, безусловно, возможна и даже легко достижима. Это было бы отчасти вопросом ужесточения языка этикетажа, а отчасти — проявления такой же антропологической любознательности и к тем народам, которые первопроходцы XIX века именовали цивилизованными.  

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+