Как утверждал философ Франц Фанон в труде «Несчастные земли» (1961), «деколонизация всегда носит насильственный характер». Вот и Адам Купер, известный антрополог, ныне профессор Лондонской школы экономики, в новой книге «Музей других людей: от колониальных приобретений к космополитическим выставкам» рассматривает один из аспектов этого глобального конфликта — взлет и падение антропологического, или этнографического, музея (эти термины давно стали предметом споров) в Западной Европе и обеих Америках.
Многие коллекции такого рода тесно связаны с западным империалистическим проектом, запятнаны мнимой расовой наукой и нередко пропитаны кровью. Стоит надеяться, что в дальнейшем серьезная государственная поддержка коллекций, посвященных «другим людям», поможет укрепить сложную национальную идентичность. Но она может превратиться и в клетку, из которой не выбраться. Купер придерживается прагматичного курса в этих опасных водах, часто вооружаясь контраргументами или мнением меньшинства.
В ходе рассказа о нескольких учреждениях и выставках, а также о противоречивых идеях, которые их сформировали, Купер предлагает, в частности, две точки зрения на Музей Питта-Риверса в Оксфорде, ставший примером деколонизации. Во-первых, на парадигму музея как империалистического мешка с сокровищами, сформированного вкусами одного человека. А во-вторых, на музей не слишком продвинутый («музей, которому место в музее»), но с неоспоримой хаотичной энергией.
Сначала кураторы Музея Питта-Риверса подготовили карту с цветовой маркировкой, предупреждающей посетителей о том, что те или иные экспонаты могут оказаться «триггерами» для них. И действительно, в одном из музейных разделов — «Как обходились с мертвыми врагами» — экспонировались сморщенные и обглоданные головы, созданные народностями хиваро в Южной Америке. Позднее, в 2020 году, головы были изъяты из экспозиции, несмотря на их популярность у посетителей и вялый интерес представителей хиваро к их возвращению. Купер сообщает, что ему не разрешили использовать изображения голов в его монографии.
Заключительные пассажи книги автор посвящает светлому будущему, в котором сеть «космополитических музеев» свободно обменивается своими экспонатами и массивами данных. Идея эта не лишена привлекательности, хотя несколько скучна. На самом деле деколонизированная, но по-прежнему пестрая экспозиция в стиле Музея Питта-Риверса, безусловно, возможна и даже легко достижима. Это было бы отчасти вопросом ужесточения языка этикетажа, а отчасти — проявления такой же антропологической любознательности и к тем народам, которые первопроходцы XIX века именовали цивилизованными.