Истоки румынские, школа — парижская: родился под именем Константин Брынкушь, пригодился как Константин Бранкузи (1876–1957). Биография гениального скульптора-абстракциониста словно создана для красивого байопика (кстати, Питер Гринуэй занимается этим вопросом). Крестьянский сын, один из пяти братьев в крохотном карпатском селе, буквально пешком шел к славе — и нашел ее в Париже, а затем и во всем мире. Сегодня его работы украшают залы Центра Помпиду, Тейт, Коллекции Пегги Гуггенхайм — оттуда и еще из нескольких собраний они приехали в Тимишоару.
Румынский город вошел в число трех культурных столиц Европы 2023 года, и текущая выставка великого земляка стала кульминацией мероприятий, приуроченных к этому событию. Возвращение к румынским истокам долгожданное: предыдущая (и единственная) выставка проходила в Бухаресте еще в 1970-м. Все главные работы — здесь: и «Поцелуй», и «Спящая муза», и «Птица в космосе» — всего более 100 произведений, многие прибыли на родину их создателя впервые. «Выставка освещает различные аспекты связи художника с румынским искусством и литературой. Она позволяет посетителям обнаружить эти связи, прибегая к помощи интуиции и ощущений», — говорит куратор Дойна Лемни, крупнейший исследователь творчества Бранкузи.
Национальный художественный музей
«Бранкузи. Румынские истоки и всемирные перспективы»
До 28 января