18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

«Мерч», соцсети и «просвещенья дух» на примере Музея русского импрессионизма

Тактильные копии картин в Музее русского импрессионизма. Фото: Музея русского импрессионизма
Тактильные копии картин в Музее русского импрессионизма.
Фото: Музея русского импрессионизма
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Музей в содружестве с командой исследований «ВКонтакте» изучил аудиторию институции, выяснив, кто, когда и с какими целями сюда приходит. Социология помогает понять, в какой мере ожидания от визита в «очаг культуры» совпадают с реальностью

Социологический проект был осуществлен в рамках международного конкурса молодых (не старше 35 лет) исследователей ESOMAR Research Got Talent 2023. Конкурс проводится четвертый год и дает возможность социологам сделать нечто полезное для различных некоммерческих организаций. В данном случае пользу принесли Музею русского импрессионизма. Девять ученых, проведя экспертные интервью с сотрудниками музея и глубинные интервью с 21 посетителем, выявили «неочевидные тенденции».

Оказалось, что «музеи и галереи уже не рассматриваются как скучные места, куда заставляли ходить в школе». Миссия современных культурных учреждений — просвещать, эмоционально развивать, вдохновлять, давать поводы общению, скрашивать досуг — и лишь затем — хранить культурное наследие.

«Были выявлены шесть основных групп посетителей: человек искусства, турист, родитель, столичный модник, интересующийся и пенсионер» — и описаны мотивации каждой группы.

Школьные экскурсии — это лишь один из множества форматов, адресованных детям в музеях. Фото: Музея русского импрессионизма
Школьные экскурсии — это лишь один из множества форматов, адресованных детям в музеях.
Фото: Музея русского импрессионизма

Неотъемлемая часть визита в музей — пост об этом в социальных сетях. Людям важно поделиться впечатлениями, поэтому правы те учреждения, которые оформляют фотозоны и делают бесплатный вайфай. Современному зрителю также важно «побыть в пространстве с приятной атмосферой», так что интерьерный дизайн входных зон и ударные экспозиции сменных выставок — важные рычаги привлечения посетителей.

Исследование выявило некоторые закономерности в поведении зрителей. После того как они насладятся искусством, их тянет посидеть в музейном кафе, заглянуть в музейный магазин и найти там «стильный мерч», погулять по окрестностям, зависнуть в ресторане или в баре неподалеку.

Результаты исследований будут использованы маркетологами, тем более что Музей русского импрессионизма — один из лидеров в этой области. Здесь все хорошо с «мерчем»; местный магазин сувениров носит смешное и запоминающееся название «Серовин и Коров»; в 2018-м на выставке «Жены» тут впервые в Москве выставили не только картины, но и ароматы к ним, специально разработанные парфюмерами.

Посетители Музея русского импрессионизма на выставке Юрия Анненкова. 2019. Фото: Музея русского импрессионизма
Посетители Музея русского импрессионизма на выставке Юрия Анненкова. 2019.
Фото: Музея русского импрессионизма

Музейная социология, в свою очередь, является предметом исследований. Этой теме посвящена, например, статья Татьяны Литвин «Музейная социология в контексте социально-исторических перемен» в «Вестнике Санкт-Петербургского университета» (2022). За последнее столетие социологи в нашей стране трижды активно работали в музеях. Сначала в 1920–1930-е годы, когда требовалось нести свет знаний в массы и выстраивать экспозиции в духе марксизма. Затем социология была востребована в 1960–1970-е. Если в 1965 году музеи Министерства культуры СССР посетило 28,9 млн человек, то к 1970-му — уже до 60 млн. Музеи нуждались в рекомендациях, как работать с этими толпами. Наконец, в XXI веке, на волне нового музейного бума, социологи помогают музеям работать по законам рынка: привлекать клиентов, повышать KPI.

Примечательно, что эти «очаги культуры» воспринимаются сегодня и как места эскапизма, вне политической повестки. Как сказал один из респондентов исследования, «музей — это такой корабль, который плывет, несмотря на все штормы, к своей светлой цели, несет на своем борту искусство, культуру и открыт для всех». 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+