Александр Родченко (1891–1956) не нуждается в представлении: его работы — живопись, фотомонтажи, конструктивистские мобили и в первую очередь фотографии — появляются на выставках рекордно часто. Самые неожиданные и головокружительные его ракурсы хорошо знакомы зрителю и уже не слишком будоражат. Но есть одно но: регулярные показы избранных работ и даже большие ретроспективы позволяют видеть глазами Родченко, однако не позволяют увидеть самого Родченко. Центр «Зотов» взялся исправить это упущение выставкой «Родченко. Личное», которая открывает новый, персональный ракурс на фигуру этого мастера авангарда.
Без знаковых фотографий 1920-х и 1930-х годов не обошлось, но, помимо них, в экспозицию включены личные вещи, письма и дневниковые записи Родченко. Все это позволило сформировать менее отстраненное и более душевное повествование. Выставка приоткрывает «домашнего», семейного Родченко. Вот он любуется своей женой, художницей Варварой Степановой, а вот проводит время с родителями. А еще мы узнаем, кого он ласково называл «мульки». Это немного идет вразрез с довольно брутальным обликом художника, который на фотографиях неизменно обрит налысо и одет во что-то вроде летного комбинезона. К слову, выставка рассказывает и о том, почему он предпочитал кепку французской шляпе.
Режиссер Лев Кулешов, теоретик конструктивизма Алексей Ган и поэт Владимир Маяковский предстают на выставке не просто как соратники Родченко, но как друзья — мы встречаем их в его мастерской. Городскую фотографию кураторы Анна Замрий и Дмитрий Никишов постарались представить так, чтобы у зрителя сложилось впечатление, будто он отправился вместе с художником на прогулку, наблюдая, как тот отбирает образы и кадрирует сюжеты. Всего экспозиция включает пять разделов: «Город», «Репортаж», «ВХУТЕМАС», «Мастерская» и «Семья».
Хочется отметить, что экспонаты на выставке происходят не только из основанного Еленой Карисаловой фонда Still Art и архива Родченко и Степановой (что уже привычно), но также из коллекции творческого сообщества «Мира», которое с недавних пор все громче заявляет о себе.
О том, как готовилась собственно фотографическая часть экспозиции, рассказал Александр Лаврентьев, доктор искусствоведения, внук Родченко и Степановой: «Вся печать к настоящей выставке была сделана в лаборатории Родченко. Это сложная работа — печатать по образцу автора, обрабатывать, сушить, резать, ретушировать и так далее. Для представления фотографий мы следовали идеям Родченко и использовали способ крепления отпечатков на листе бумаги с тиснением».
Выставку «Родченко. Личное» сопровождает обширная публичная программа с лекциями о художнике, истории и технике фотографии, оптике и устройстве человеческого глаза. В рамках параллельной программы запланированы фотопрогулки и мастер-классы по цианотипии, фотопечати, фотоколлажу (в том числе для детей). Посетителей также ждут воркшопы с известными фотографами — представителями архитектурной, документальной и стрит-фотографии.
Центр «Зотов»
«Родченко. Личное»
До 28 января