В парижском Музее Оранжери — выставка работ Амедео Модильяни (1884–1920), прошедших через руки его галериста Поля Гийома (1891–1934). Показывают только живопись и рисунки: в тот период, когда молодому гению покровительствовал Гийом, Модильяни оставил скульптуру.
В 1906 году, когда еврейский художник итальянского происхождения приехал в Париж, он был живописцем. За плечами у него к тому моменту были две частные художественные студии в Ливорно и Флоренции, а также несколько курсов Института изящных искусств в Венеции.
Первым покровителем Модильяни в Париже стал врач Поль Александр, который покупал у него рисунки и картины и помогал с заказами на портреты. Встреча в 1909 году с Константином Бранкузи, скульптором румынского происхождения, стала поворотной точкой в творчестве Амедео: он занялся скульптурой, которой почти полностью посвятил себя до 1914 года.
Его разрыв с этим видом искусства был столь же внезапным, сколь и решительным. Мастер вернулся к живописи в 1914-м и создал множество картин, в большинстве своем портреты — одинокие фигуры на скромном фоне. Именно тогда художник и познакомился с Полем Гийомом. Галерист арендовал для него студию на Монмартре и продвигал картины Модильяни в парижских литературных и художественных кругах.
Атмосфера Парижа тогда была буквально насыщена гениями. Знакомство художника с маршаном состоялось благодаря Максу Жакобу (1876–1944), поэту, мистику и крестному сыну Пабло Пикассо. Об этом Поль Гийом писал своему наставнику, поэту и искусствоведу Гийому Аполлинеру (1880–1918).
У художника и его галериста было много общего: они были одинаково чувствительны к литературе и поэзии. Гийом вспоминал, что Модильяни «любил и оценивал поэзию не как холодный... исследователь, но душой, мистически одаренной чувствовать». А еще оба интересовались африканским искусством.
В период с 1915 по 1916 год Модильяни выполнил не менее четырех портретов Гийома. Один из них хранится в Музее Оранжери. Гийом, которому тогда было всего 23, на нем выглядит франтом. В левом нижнем углу надпись: “Novo pilota“, — галерист, будто «новый рулевой», ведет авангардное искусство на встречу со зрителями.
Через руки дилера прошло более сотни живописных полотен, а также 50 рисунков и с десяток скульптур Модильяни. На стенах парижских квартир Гийома побывали портреты Макса Жакоба, Моиса Кислинга, Жана Кокто, а также прекрасных женщин, спутниц художника — эксцентричной Беатрис Гастингс и нежной Жанны Эбютерн.
Пять работ Модильяни из коллекции Музея Оранжери были получены после смерти вдовы Гийома, Доменики. К сожалению, остальные произведения художника она успела продать, так что работы на выставку пришлось собирать в других французских музеях.
Музей Оранжери
«Амедео Модильяни. Художник и его маршан»
До 15 января