18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Амедео Модильяни и Поль Гийом: дружба, послужившая искусству

Амедео Модильяни. «Портрет Моисея Кислинга». 1915. Фото: SCALA, Florence - Courtesy of the Ministero Beni e Att. Culturali e del Turismo, Dist. RMN-Grand Palais / image Scala
Амедео Модильяни. «Портрет Моисея Кислинга». 1915.
Фото: SCALA, Florence - Courtesy of the Ministero Beni e Att. Culturali e del Turismo, Dist. RMN-Grand Palais / image Scala
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

В 1914 году галерист Гийом арендовал для скульптора Модильяни студию и предложил перейти на живописные портреты: они лучше продавались. Выставка в Музее Оранжери посвящена творчеству итальянского гения в последующие три года

В парижском Музее Оранжери — выставка работ Амедео Модильяни (1884–1920), прошедших через руки его галериста Поля Гийома (1891–1934). Показывают только живопись и рисунки: в тот период, когда молодому гению покровительствовал Гийом, Модильяни оставил скульптуру.

В 1906 году, когда еврейский художник итальянского происхождения приехал в Париж, он был живописцем. За плечами у него к тому моменту были две частные художественные студии в Ливорно и Флоренции, а также несколько курсов Института изящных искусств в Венеции.

Амедео Модильяни. «Женщина с бархатной лентой». Около 1915. Фото: RMN-Grand Palais (Musée de l'Orangerie)/DR
Амедео Модильяни. «Женщина с бархатной лентой». Около 1915.
Фото: RMN-Grand Palais (Musée de l'Orangerie)/DR

Первым покровителем Модильяни в Париже стал врач Поль Александр, который покупал у него рисунки и картины и помогал с заказами на портреты. Встреча в 1909 году с Константином Бранкузи, скульптором румынского происхождения, стала поворотной точкой в творчестве Амедео: он занялся скульптурой, которой почти полностью посвятил себя до 1914 года.

Его разрыв с этим видом искусства был столь же внезапным, сколь и решительным. Мастер вернулся к живописи в 1914-м и создал множество картин, в большинстве своем портреты — одинокие фигуры на скромном фоне. Именно тогда художник и познакомился с Полем Гийомом. Галерист арендовал для него студию на Монмартре и продвигал картины Модильяни в парижских литературных и художественных кругах.

Поль Гийом, г-жа Архипенко и Модильяни в Ницце на Английской набережной  Фотография. 1918-1919. Фото: Мusée de l’Orangerie, don de M. Alain Bouret/ RMN-Grand Palais (Musée de l'Orangerie) / Archives Alain Bouret, image Dominique Couto
Поль Гийом, г-жа Архипенко и Модильяни в Ницце на Английской набережной Фотография. 1918-1919.
Фото: Мusée de l’Orangerie, don de M. Alain Bouret/ RMN-Grand Palais (Musée de l'Orangerie) / Archives Alain Bouret, image Dominique Couto

Атмосфера Парижа тогда была буквально насыщена гениями. Знакомство художника с маршаном состоялось благодаря Максу Жакобу (1876–1944), поэту, мистику и крестному сыну Пабло Пикассо. Об этом Поль Гийом писал своему наставнику, поэту и искусствоведу Гийому Аполлинеру (1880–1918).

У художника и его галериста было много общего: они были одинаково чувствительны к литературе и поэзии. Гийом вспоминал, что Модильяни «любил и оценивал поэзию не как холодный... исследователь, но душой, мистически одаренной чувствовать». А еще оба интересовались африканским искусством.

В период с 1915 по 1916 год Модильяни выполнил не менее четырех портретов Гийома. Один из них хранится в Музее Оранжери. Гийом, которому тогда было всего 23, на нем выглядит франтом. В левом нижнем углу надпись: “Novo pilota“, — галерист, будто «новый рулевой», ведет авангардное искусство на встречу со зрителями.

Амедео Модильяни. «Поль Гийом, Novo pilota». 1915. Фото: RMN-Grand Palais (Musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski
Амедео Модильяни. «Поль Гийом, Novo pilota». 1915.
Фото: RMN-Grand Palais (Musée de l'Orangerie) / Hervé Lewandowski

Через руки дилера прошло более сотни живописных полотен, а также 50 рисунков и с десяток скульптур Модильяни. На стенах парижских квартир Гийома побывали портреты Макса Жакоба, Моиса Кислинга, Жана Кокто, а также прекрасных женщин, спутниц художника — эксцентричной Беатрис Гастингс и нежной Жанны Эбютерн.

Пять работ Модильяни из коллекции Музея Оранжери были получены после смерти вдовы Гийома, Доменики. К сожалению, остальные произведения художника она успела продать, так что работы на выставку пришлось собирать в других французских музеях.  

Музей Оранжери
«Амедео Модильяни. Художник и его маршан»
До 15 января

Самое читаемое:
1
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
2
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
Одного из самых знаменитых итальянских художников выдвинул на Нобелевскую премию мира «Горбачев-фонд», и его кандидатура была поддержана Норвежским Нобелевским комитетом
25.02.2025
Художник Микеланджело Пистолетто номинирован на Нобелевскую премию
3
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
Впервые в Москве рассказывают о двух важных фигурах петербургской арт-сцены начала ХХ века, их картинах, поэзии, музыке — а также об истории влюбленности и совместной жизни. И все это под звуки футуристической оперы «Победа над Солнцем»
25.02.2025
Выставка Матюшина и Гуро: посвящение влюбленным художникам
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+