18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Живописи Тициана в Эрмитаже вернули проникновенность

Тициан Вечеллио. «Несение креста». Фрагмент. Фото: Государственный Эрмитаж
Тициан Вечеллио. «Несение креста». Фрагмент.
Фото: Государственный Эрмитаж
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

В Петербурге завершена реставрация важного музейного экспоната — картины «Несение креста» кисти великого венецианца. После расчистки полотна стали вновь различимы некоторые нюансы и детали, померкшие под более поздними слоями лака

Впервые за 173 года своего пребывания в коллекции Государственного Эрмитажа шедевр кисти Тициана Вечеллио (1488/1490 — 1576) пережил полноценную научную реставрацию. Работу провели специалисты музея, проект был реализован при поддержке юридической компании «Меллинг, Войтишкин и партнеры».

Реставрация продолжалась больше полугода и проходила в несколько этапов. Лишь после детального изучения результатов предварительных исследований: фотофиксации, съемки в рентгеновских и инфракрасных лучах, анализа пигментов — художник-реставратор высшей категории Сергей Киселев приступил к раскрытию авторской живописи, удалению старых записей и слоев лака по всей поверхности полотна. Впервые за всю историю картины ее расчистили до авторского лака.

Фрагмент картины «Несение креста» в процессе реставрации. Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент картины «Несение креста» в процессе реставрации.
Фото: Государственный Эрмитаж

«Только теперь мы можем увидеть и оценить мастерство Тициана во всей полноте, — считает Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник Эрмитажа, научный руководитель реставрации картины. — Многочисленные слои старого лака скрывали от нас живопись художника во всем ее колористическом и тональном богатстве, в сложной игре светотеневых переходов. Свой истинный, серо-жемчужный тон обрел хитон Христа, сквозь тонкую ткань которого просвечивает истерзанная кожа на спине, кровоточащие раны от ударов бичом. Перед нами живой, страдающий человек, в его лице, взгляде отразилась целая гамма чувств: слезы боли, молчаливый укор».

Судьба этого полотна прослеживается без труда. После смерти Тициана в 1576 году его старший сын и зять (муж умершей ранее дочери) несколько лет вели судебную тяжбу по поводу раздела наследства. По окончании разбирательства сын художника Помпонио Вечеллио в 1581 году продал отцовский дом со всем имуществом венецианскому патрицию Кристофоро Барбариго. В числе движимого имущества было большое собрание картин. Лишь спустя почти 270 лет эти полотна поменяли владельца. В 1850 году император Николай I при содействии русского консула в Италии Александра Хвостова приобрел галерею Барбариго для музейной коллекции Эрмитажа — суммарно 102 произведения разных авторов. Среди них и четыре особо ценных полотна авторства Тициана, упомянутые Кристофоро Барбариго в его первом завещании: «Кающаяся Мария Магдалина», «Мадонна с Младенцем и Марией Магдалиной», «Венера перед зеркалом» и «Несение креста» (в документах XVII века последнее произведение фигурировало под названием «Христос, несущий крест, за ним Симон Киринеянин, помогающий нести крест»).

Лишь после детального изучения результатов предварительных исследований реставраторы приступили к раскрытию авторской живописи, удалению старых записей и слоев лака по всей поверхности полотна. Фото: Государственный Эрмитаж
Лишь после детального изучения результатов предварительных исследований реставраторы приступили к раскрытию авторской живописи, удалению старых записей и слоев лака по всей поверхности полотна.
Фото: Государственный Эрмитаж

Несмотря на то что Эрмитаж заполучил шедевры Тициана с безупречным провенансом, далеко не все современники этого события оценили приобретение. «Наш двор был бессовестно обманут и ограблен в покупке галереи Барбариго. Картины, не стоящие золотого наполеона, были заплачены по 100 наполеонов. Во всем собрании только несколько хороших подлинников», — писал князь Петр Вяземский, поэт и высокопоставленный чиновник, в своих записных книжках.

Косвенно это признали и сами приобретатели, уже в 1853 году отправив на аукцион в Петербурге целый ряд произведений из этой коллекции — как считалось, наименее ценных. В число лотов входила и картина «Товия и ангел», которую приписывали Тициану, но не без оснований сомневались в ее высоких художественных достоинствах. Это полотно приобрел тогда польско-литовский граф Бенедикт Тышкевич, впоследствии оно оказалось в Лондоне, и лишь после Второй мировой войны возникло подозрение, что сюжет картины, скорее всего, не тициановский, а под верхним красочным слоем должно быть что-то еще. Рентгеновские снимки показали, что на полотне имеется другое изображение — гораздо больше соответствующее представлениям о мастерстве Тициана. После расчистки и реставрации неоконченный «Портрет женщины с дочерью» заслуженно вошел в список подлинных работ великого художника.

Рентгеновские снимки картины «Несение креста» показали, что сначала автор изобразил на холсте Благословляющего Христа — Пантократора, но потом обратился к другому сюжету. Фото: Государственный Эрмитаж
Рентгеновские снимки картины «Несение креста» показали, что сначала автор изобразил на холсте Благословляющего Христа — Пантократора, но потом обратился к другому сюжету.
Фото: Государственный Эрмитаж

Словом, во второй половине XIX — первой трети XX века часть собрания Барбариго покинула Эрмитаж, рассеявшись по другим музеям и частным коллекциям. При советской власти, в 1930-е годы, некоторые картины были проданы за границу. «Венеру перед зеркалом», например, в 1931 году приобрел американский миллиардер Эндрю Уильям Меллон, и сейчас она хранится в Национальной художественной галерее в Вашингтоне. Но значительная часть этого собрания все-таки остается в Эрмитаже.

«Картины из коллекции Барбариго, по счастью, никогда толком не реставрировались современными методами, — рассказала нашему изданию Ирина Артемьева. — Их покрывали лаком, поновляли, но никто никогда не пытался расчистить. И в этом было их счастье: авторский красочный слой оказался законсервирован и хорошо сохранился».

Фрагмент картины «Несение креста» после реставрации. Фото: Государственный Эрмитаж
Фрагмент картины «Несение креста» после реставрации.
Фото: Государственный Эрмитаж

Первое детальное изучение «Несения креста» было проведено в середине прошлого века эрмитажным реставратором Павлом Костровым. В ходе исследования картины он установил приблизительное время появления трех дополнительных приставок к основному полотну, которые не видны зрителю (их закрывает широкая деревянная рама). По мнению Кострова, две приставки справа могли появиться не раньше XVII–XVIII веков. А приставка слева, по оценке реставратора, является авторской. Ее могли сделать, когда Тициан изменил первоначальный замысел будущей картины. Рентгеновские снимки показали, что сначала автор изобразил на холсте Благословляющего Христа — Пантократора, но потом обратился к другому сюжету. Для новой композиции ему понадобился дополнительный холст, и он сделал приставку. Кстати, под еще одной авторской версией «Несения креста», которая находится сейчас в мадридском Музее Прадо, тоже скрывается другой сюжет — «Се человек».

Следующая задача, которую предстоит решить специалистам Эрмитажа, — замена старой рамы на новую, чтобы можно было увидеть и авторскую приставку, пока скрытую от зрителя.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+