18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Пять идей об искусстве идей — и одно неизбежное но

Инсталляция Индекс 01, созданная в 1972 году группой Art & Language. В ее состав входил тогда и Терри Смит. Фото: Частное собрание
Инсталляция Индекс 01, созданная в 1972 году группой Art & Language. В ее состав входил тогда и Терри Смит.
Фото: Частное собрание
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

На русский переведен сборник австралийского арт-критика Терри Смита о концептуальном искусстве и, шире, концептуализме. Теоретический и практический опыт автора любопытен, но локален, чтобы претендовать на осмысление феномена в планетарном масштабе

Концептуализм — один из тех измов, которые у нас обрели максимально широкое, поверхностное истолкование. Если под реализмом в обиходе понимают все «похожее», а под сюрреализмом — «странное», то под концептуализмом — все «сложное». На уровне компетентной дискуссии тоже не обошлось без противоречий. Вспомним предложенное философом Борисом Гройсом понятие «романтический концептуализм» — скорее спорное, нежели удачное (но не имеющее альтернативы). Проблема усугубляется тем, что отечественный читатель не избалован книгами по теме. Именно поэтому издание сборника «Одна и пять идей: о концептуальном искусстве и концептуализме», куда вошли тексты видного австралийского арт-критика и теоретика Терри Смита, является важным событием для российского интеллектуального пространства. Но есть нюанс.

Терри Смит. «Одна и пять идей: о концептуальном искусстве и концептуализме» / Под ред. и с предисл. Р. Бейли / Пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. 192 с., ил.
Терри Смит. «Одна и пять идей: о концептуальном искусстве и концептуализме» / Под ред. и с предисл. Р. Бейли / Пер. с англ. М.: Ад Маргинем Пресс, 2023. 192 с., ил.

Название книги, выпущенной издательством Ad Marginem в партнерстве с образовательным проектом Masters, остроумно отсылает к хрестоматийной для концептуального искусства инсталляции Джозефа Кошута «Один и три стула». Это же делает его в меру «кликбейтным» и многообещающим — словно читателю будут явлены те три или, вернее, пять китов, на которых стоит концептуализм. На деле же «китов» еще нужно ухитриться обнаружить внутри текстов, посвященных довольно точечным явлениям.

В фокусе внимания — деятельность авторитетного художественного коллектива Art & Lan­guage («Искусство и язык»), участником которого в первой половине 1970-х был Смит. В одном из эссе он развенчивает расхожие заблуждения об их искусстве, подчеркивая, что оно не является ни «изобразительным искусством в форме письменных документов», ни искусством «в подчинении у философии». В известном смысле это справедливо для «искусства идей» в целом: практика Art & Language, может, и не исчерпывающий, но показательный образец.

Однако интригующая тема локальных модификаций и проблематик концептуализма, а также оригинальная мысль Смита о художнике как «переводчике между современными культурами» раскрываются им лишь на австралийском и новозеландском материале, что, откровенно говоря, не слишком увлекательно. Лейтмотив политизации концептуализма замурован тем временем в беседу между Смитом и художницей Мэри Келли, посвященную ее работе «Послеродовой протокол» и опять же творчеству Art & Language. В сущности, лишь последнее эссе, написанное Смитом с дистанции теоретика, а не члена художественной группы, обобщает его наблюдения о том, чем было и чем стало концептуальное искусство вообще (здесь же заходит речь и о московской концептуальной традиции).

Мэри Келли. Вид экспозиции «Послеродовой протокол (1973–1979)». Фонд Дженерали, Вена. 1998. Фото: Вернер Калигофский/Generali Foundation Collection
Мэри Келли. Вид экспозиции «Послеродовой протокол (1973–1979)». Фонд Дженерали, Вена. 1998.
Фото: Вернер Калигофский/Generali Foundation Collection

При этом автор проводит ювелирную мыслительную работу по выявлению разницы между концептуальным искусством, концептуалистским искусством и концептуализмом. Этот педантизм в отношении понятий, которые обычно используются как синонимичные, заставляет воспринимать письмо Смита как собственно произведение концептуального искусства (им свойственна такая маниакальная, хотя чаще ироничная, саморефлексивность).

Одним словом, от книги не следует ждать изложения азов: она заполняет лакуны. Но азы по-прежнему востребованы. Так, на русский язык переведено ничтожно мало программных текстов художников-концептуалистов. Те, что бог знает когда публиковались в журналах («Искусство после философии» Джозефа Кошута — в «Вопросах искусствознания» в 2001 году, «Параграфы о концептуальном искусстве» Сола Левитта — в «Художественном журнале» в 2008-м), сейчас дрейфуют в Сети, но полноценной антологии до сих пор не сложилось. При таком раскладе «одна и пять идей» Смита с их австралийским акцентом воспринимаются так, будто они чуть обогнали при выходе на российский книжный рынок более насущные здесь и сейчас тексты на ту же тему.  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+