Интерес к творчеству и личности Бориса Иофана (1891–1976) в последнее время растет. Это заметно и на поприще книгоиздания. К недавно вышедшим биографическим трудам о нем теперь добавилась коллективная монография «Борис Иофан. Пути архитектуры 1920–1940-х годов». Главный герой показан здесь уже не как автономная фигура, а как представитель эпохи и выразитель ее идей.
Иронически Иофана можно причислить к «бумажным архитекторам», ведь главный его проект, Дворец Советов, так и остался фантомом. Однако звезда Иофана не меркнет среди других звезд плеяды советских архитекторов-модернистов. Построенные им реальные сооружения стали символами эпохи: дом ЦИК и СНК (Дом на набережной), павильоны СССР на Парижской (1937) и Нью-Йоркской (1939) выставках.
Можно предположить, что Борис Иофан, никогда не участвовавший в архитектурных дискуссиях, мастерски владел искусством аппаратной интриги. Достаточно упомянуть историю с открытым конкурсом проектов Дворца Советов: проект Иофана был отмечен наравне с проектами Ивана Жолтовского и Гектора Гамильтона, но главным архитектором Управления по строительству дворца (1931–1953) стал именно первый из упомянутых. Ему покровительствовали Алексей Рыков, глава советского правительства, Анатолий Луначарский, нарком просвещения, Авель Енукидзе, секретарь ЦИК СССР, человек из ближнего круга Иосифа Сталина; Иофан входил в руководство Еврейского антифашистского комитета. И всякий раз после падения покровительствующих персон и институций он благополучно избегал не то что репрессий, но даже и опалы (пожалуй, самой крупной его неудачей стало отстранение от строительства Главного корпуса МГУ).
Борис Иофан был выдающимся эклектиком, чувствительной губкой, способной впитать абсолютно все. Выученик Одесской художественной школы, он не попал в Академию художеств, работал помощником у Александра Таманяна (любопытно, что позднее уже творчество Иофана повлияет на ереванских градостроителей). Перед началом Первой мировой войны поступил в Королевский институт изящных искусств при Римском университете. В Италии он стал большим приверженцем неоклассицизма.
Впрочем, советские его постройки разнообразны. Образцовые дома для рабочих на Русаковской улице — элегантное сочетание конструктивизма с неоклассицизмом. Городок Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева — высокий советский конструктивизм. Павильон станции метро «Бауманская» — палладианское здание. А возведение Дома на набережной (и почти одновременное строительство санатория в Барвихе для нарождающейся номенклатуры; там Иофан и умер) зафиксировало смену вектора эпохи — от советского социализма к советскому империализму. «Пилонные структуры» Дворца Советов он перенял из творчества супрематистов. Эволюцию советской архитектуры возможно изучить по иофановским вариантам проекта Дворца Советов, сделанным в разные годы. И даже в 1960-е почтенный архитектор естественно и уверенно участвовал в новом стандартизированном строительстве, спроектировав квартал на Щербаковской улице.
Творческой деятельности Бориса Иофана, осмыслению его наследия, а также фигурам его современников и конкурентов были посвящены доклады московской международной конференции 2021 года, приуроченной к 130-летию архитектора. Преобразованные в 26 статей и эссе, снабженные иллюстративным материалом, эти доклады выпущены теперь отдельным изданием. Статьи поделены на разделы, которые посвящены творчеству Бориса Иофана, рецепции его проектов, отдельным архитекторам: Ивану Жолтовскому, Бертольту Любеткину, Ивану Рербергу, Харалду Халсу и другим. Рассмотрены связи советских и западных зодчих (например, конфликт между Ле Корбюзье и стоявшим за ним Международным конгрессом современной архитектуры (CIAM) с одной стороны и Союзом советских архитекторов с другой — из-за результатов конкурса проектов Дворца Советов), взаимоотношения между властью и архитектурой в 1920–1930-е годы.
Собранные под одной обложкой, эти разнообразные материалы оказываются не пестрой мозаикой, но стройным зданием — научным экскурсом в недавнее прошлое. Есть, пожалуй, и некая структурообразующая ось: в ряде статей сопоставляется история отечественной и итальянской архитектуры, испытавших воздействие тоталитарных политических режимов.