18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Дворец пионеров на Воробьевых горах: всегда готов!

Зимний сад — одно из основных парадных пространств Дворца пионеров. Фото: Екатерина Угодникова
Зимний сад — одно из основных парадных пространств Дворца пионеров.
Фото: Екатерина Угодникова
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Знаковую постройку советского модернизма, авторы которой опиралась на два главных источника: на теорию и практику советских конструктивистов и на опыт современной западной архитектуры, — отреставрировали, а прилегающую территорию благоустроили

Памятников архитектуры в Москве предостаточно, но вряд ли какой из них может конкурировать по степени «обжитости» с Дворцом пионеров и школьников на Воробьевых (одно время — Ленинских) горах. За 60 с хвостиком лет, что существует этот комплекс, здесь побывали многие десятки, если не сотни тысяч юных москвичей — и не просто побывали, а провели какой-то отрезок своего детства. Иногда очень существенный отрезок, прожитый с воодушевлением и повлиявший на выбор профессии.

Вход в главный корпус Московского дворца пионеров. Фото: Екатерина Угодникова
Вход в главный корпус Московского дворца пионеров.
Фото: Екатерина Угодникова

Немного истории

Общегородской Дом пионеров и октябрят появился в Москве в 1936 году. Он занял два особняка в центре, в переулке Стопани. И почти сразу тогда зашла речь о строительстве на Ленинских горах нового дворца для столичной пионерии. Однако к воплощению этого замысла приступили лишь в конце 1950-х. Причем было понятно, что после постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» (1955) придется возводить что-то непривычное и даже экспериментальное.

По итогам конкурса создание ансамбля было поручено команде молодых архитекторов «Моспроекта-2» (Виктор Егерев, Владимир Кубасов, Феликс Новиков, Борис Палуй, Игорь Покровский, инженер-конструктор Юрий Ионов). Для укрепления профессионального авторитета команды в нее ввели многоопытного Михаила Хажакяна.

Если архитектура сталинской эпохи преимущественно стремилась ввысь, то в проекте Дворца пионеров на Ленинских горах возобладала горизонталь. Авторская мысль опиралась на два главных источника: на теорию и практику советских конструктивистов и на опыт современной западной архитектуры. Приземистый, но легкий модернистский комплекс с большой площадью остекления стен предполагалось органично вписать в окружающий ландшафтный парк.

Большой концертный зал. Фото: Екатерина Угодникова
Большой концертный зал.
Фото: Екатерина Угодникова

Проектные и строительные работы велись с 1958 по 1962 год, причем в марте 1961-го объект получил статус ударной комсомольской стройки. Власти не скупились: строительство финансировалось по высшему разряду. Впоследствии, впрочем, архитекторы заявляли, что их идеи не были реализованы полностью.

В июне 1962 года на церемонии открытия дворца присутствовал Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев. Незадолго до этого партийному руководству поступило письмо от представителей художественной старой гвардии с гневной критикой проекта. Тем не менее Хрущеву увиденное пришлось по вкусу, и в своей речи он явно намеренно акцентировал: «Не знаю, что будут говорить другие, а мне нравится этот дворец». Лестная оценка со стороны лидера партии и государства способствовала тому, что новый Дворец пионеров сразу стал служить ориентиром для архитекторов по всей стране.

Фрагмент мозаичного панно «Юные ленинцы» (художник Евгений Аблин). Фото: Екатерина Угодникова
Фрагмент мозаичного панно «Юные ленинцы» (художник Евгений Аблин).
Фото: Екатерина Угодникова

Ничего не меняем, но делаем по-новому

У популярности и бурной активности любых институций всегда есть оборотная сторона: износ зданий, утрата ими презентабельности, отдельных художественных и функциональных решений. Вот и во Дворце пионеров без починок обойтись было нельзя, только далеко не всегда они способствовали сохранению исторического облика здания. Первый основательный ремонт провели здесь в середине 1980-х, и уже тогда в ходе работ был утрачен целый ряд аутентичных деталей. Ничуть не более удачным оказался и ремонт 2000 года. Он вызвал множество нареканий, в том числе опять-таки из-за пренебрежения к подлинным интерьерам и экстерьерам. Так что реставраторам сейчас пришлось устранять еще и последствия прошлых ремонтов.

Концепцию реставрации и развития территории предложило в 2019 году московское архитектурное бюро Kleinewelt Architekten (Николай и Сергей Переслегины, Георгий Трофимов). Декларировалось воссоздание первоначального облика дворца — не до каждого выключателя и дверной ручки, конечно, но в пределах реальных возможностей. Действовать иначе не позволяло и охранное законодательство: в 2002 году Дворец пионеров получил статус выявленного объекта культурного наследия, а прилегающий к нему ландшафтный парк еще раньше был признан охранной зоной. Хотя Kleinewelt Architekten все-таки попытались забросить идею насчет частичной перестройки корпуса № 8, самого малозаметного в ансамбле, однако даже эта скромная инновация не прошла.

Лестница Большого концертного зала. Фото: Екатерина Угодникова
Лестница Большого концертного зала.
Фото: Екатерина Угодникова

Казалось бы, авторы изначального проекта должны были радоваться столь бережному отношению к их детищу, но парадоксальным образом вышло иначе. Двое из команды проектировщиков дворца, Феликс Новиков (1927–2022) и Владимир Кубасов (1930–2022), до последних своих дней настаивали на том, что вместо консервации существующего ансамбля нужно продолжить его строительство — чтобы достичь полноты замысла, не до конца реализованного в 1962 году. Статус памятника не смущал архитекторов-ветеранов, они горели идеями своей молодости. Энтузиазм Новикова и Кубасова не получил, впрочем, официальной поддержки. Какие бы эмоции это ни вызывало, стоит признать, что пойти в виде исключения на нарушение охранного законодательства — не лучший прецедент, особенно для столицы.

Госзаказчиком работ стал столичный департамент капитального ремонта. Проектом капремонта с элементами реставрации и приспособления занимался подведомственный департаменту институт «МосжилНИИпроект»; к исполнению привлекались и другие организации. Работы решено было проводить быстро, не останавливая деятельность дворца (правда, без ее ограничений не обошлось). Некоторыми объектами реставраторы занимались еще в 2022 году (например, привели в порядок уличный монумент Мальчишу-Кибальчишу), но главные события разворачивались с зимы по лето нынешнего года. Осень стала временем завершающих штрихов.

Декоративная стена эркерной лестницы. Фото: Екатерина Угодникова
Декоративная стена эркерной лестницы.
Фото: Екатерина Угодникова

Как было и как стало

Вестибюль главного входа — наиболее показательный пример сделанного. Внутренний бассейн — тот же, что и был, а вот напольное покрытие в технике «брекчия» (хаотичная каменная кладка по раствору бетона) положено заново, но с воспроизведением исходных колоритов. Серьезно пришлось заниматься тремя остекленными куполами восьмиметрового диаметра. «У них была нарушена расстекловка, вся ее геометрия, и стекла были вставлены матовые, а не прозрачные. Мы восстановили изначальную форму, навеянную идеями американского архитектора Ричарда Бакминстера Фуллера», — говорит Сергей Мельников, заместитель руководителя Департамента капитального ремонта города Москвы. В итоге вестибюль выглядит очень шестидесятническим, сюда возвращены первоначальные сочетания дерева и металла, и даже композиция зимнего сада близка к оригинальной. «Весь этот зал практически полностью приведен к первоначальному виду», — подтверждает Елена Гонцова, заместитель директора ГАУ «МосжилНИИпроект».

«Пионерское кафе» с системой освещения, восстановленной в соответствии с авторским замыслом. Фото: Екатерина Угодникова
«Пионерское кафе» с системой освещения, восстановленной в соответствии с авторским замыслом.
Фото: Екатерина Угодникова

В общей сложности ремонтные и реставрационные работы охватывали пять из восьми корпусов архитектурного ансамбля Дворца пионеров. Особенно внимательным было отношение к знаковым пространствам: Планетарию, Залу 100 фонарей, Большому концертному залу, Театру юных москвичей, «Пионерскому кафе». По счастью, сохранилось немало авторских эскизов, которые позволили максимально придерживаться исторической достоверности. Вместе с тем «авторы проекта сами заложили большие возможности для модернизации», подчеркивает Сергей Мельников. В ряде случаев современное приспособление было неизбежным. «Эта работа не видна, но она позволяет детям располагаться в привычных помещениях уже с новыми условиями пребывания», — поясняет Елена Гонцова.

Зал 100 фонарей, реконструированный по сохранившимся рисункам архитектора Игоря Покровского. Фото: Екатерина Угодникова
Зал 100 фонарей, реконструированный по сохранившимся рисункам архитектора Игоря Покровского.
Фото: Екатерина Угодникова

Восстановлены и внешние декоративные элементы зданий, приведены в порядок Площадь парадов и трибуна перед ней. В целом архитектурно-природный ландшафт комплекса в результате благоустройства никак не изменился — вопреки опасениям окрестных жителей. Единственное новшество, появившееся на этой территории, — художественный объект, символически обозначающий язычок пламени пионерского костра. Достоинства этого произведения не очевидны, но оно, впрочем, и не создает впечатления установленного на века.

Цитата
Сергей Мельников
Заместитель руководителя Департамента капитального ремонта города Москвы

На момент введения комплекса в эксплуатацию в 1962 году он отвечал техническим требованиям своего времени. Нам нужно было сохранить все объекты исторического наследия, но при этом обеспечить безопасность и соблюсти другие технические требования — уже современные. Мы полностью сделали вентиляцию, сделали новое отопление, вынесли из здания сети — в первую очередь для безопасности детей. Установили пожарные выходы с каждого этажа, которых раньше не было. А вот объекты культурного наследия изучала отдельная группа проектировщиков. Восстановлены многие утраченные элементы. Например, на мозаичном панно «Юные ленинцы» в руке рабочего вновь появился «мирный атом». Где-то было утрачено остекление, где-то искажена цветовая гамма — мы все это вернули. Даже светильники на козырьке перед главным входом теперь расположены в конфигурации 1962 года.

Еще…

«Заселение помещений начнется в октябре, по мере подготовки каждого корпуса к запуску, — говорит Елена Мельвиль, директор образовательного комплекса «Воробьевы горы». — В один день нельзя запустить всех. В конце октября планируется большая московская конференция по дополнительному образованию. Думаю, она и станет моментом нашего официального открытия».  

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+