18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Екатерина Соловьева: «Если смотреть на архив Варновского подряд, видно, как он растет»

Фотограф Екатерина Соловьева. Фото: Алексей Мякишев
Фотограф Екатерина Соловьева.
Фото: Алексей Мякишев

В Костроме, в городской художественной галерее проходит фотовыставка «Невидимая страна». Она стала результатом счастливой находки: фотограф Екатерина Соловьева рассказывает, как обнаружила архив Владимира Варновского

Повседневная жизнь Парфеньевского района день ото дня, год за годом кропотливо фиксировалась Владимиром Варновским (1923–2008). Участковому милиционеру фотокамера полагалась по службе; снимать ему понравилось, хобби переросло в профессию. Варновский ушел в районный комбинат бытового обслуживания, стал работать фотографом. Портреты на паспорт, школы, детские сады, свадьбы, похороны, первомайские демонстрации, концерты самодеятельности — после смерти Владимира Александровича остался огромный архив. На чердаке в мешках и коробках сохранились сотни негативов, тысячи кадров, охватывающие полвека, с 1946 по 2006 год. В июне этого года о пленках Варновского узнала документальный фотограф Екатерина Соловьева. С помощью куратора Наи Беспаловой она организовала текущую выставку. Это только начало работы с архивом самобытного фотографа, как рассказала Екатерина Соловьева в интервью.

Фотовыставка «Невидимая страна» в Центре русского искусства. Фото: Центр русского искусства
Фотовыставка «Невидимая страна» в Центре русского искусства.
Фото: Центр русского искусства

На открытии выставки я видел героев фотографий Варновского и их детей: они радовались и плакали. Снимки и правда трогательные и искренние. Помимо эмоций, что еще привлекает в этом проекте лично вас?

Я не просто коллекционер старых фотографий. Я сама документальный фотограф, и для меня это часть работы над моими собственными проектами. Я убеждена, что фотограф не должен фиксироваться только на себе и своем субъективном опыте. Я чувствую необходимость глубоко погрузиться в тему, над которой работаю. Я, можно сказать, прикипаю к месту, к истории, которая меня занимает. И в этом смысле мне очень важен опыт предыдущих поколений фотографов, которые жили в этом месте и снимали своих соседей. Когда ты изучаешь визуальный язык своих предшественников, которые описывали им людей, которых знали близко, ты начинаешь совсем по-другому воспринимать, чувствовать место. Поэтому мне важно находить архивы, изучать их как дополнительный источник информации. И хорошо, когда уже потом архив начинает жить собственной жизнью, выставляться и т. д. Я знаю фотографов, которые исследуют архивы своей семьи, есть коллекционеры военных архивов, а мне интересны деревенские.

Владимир Варновский. Праздник сенокоса в деревне Никулино Парфеньевского района. Фото: Центр русского искусства
Владимир Варновский. Воспитанники детского сада в Парфеньево. Фото: Центр русского искусства
Владимир Варновский. Работницы на лесной делянке в Вохтоме. Фото: Центр русского искусства
Владимир Варновский. Ясли в Парфеньево. Фото: Центр русского искусства
Владимир Варновский. Праздник сенокоса в деревне Никулино Парфеньевского района.
Фото: Центр русского искусства
Владимир Варновский. Воспитанники детского сада в Парфеньево.
Фото: Центр русского искусства
Владимир Варновский. Работницы на лесной делянке в Вохтоме.
Фото: Центр русского искусства
Владимир Варновский. Ясли в Парфеньево.
Фото: Центр русского искусства

Как началось ваше увлечение «визуальной археологией»?

В 2016–2017 году я работала над проектом «Тверские карелы». Тогда, путешествуя по Тверской области, я впервые поняла, насколько мне не хватает того самого опыта фотографов, о котором я вам сейчас говорила. Я как-то подспудно стала мечтать о том, чтобы найти какие-нибудь старые пленки. И вот один из моих героев, тверской карел, отдал мне негативы отца, который в 1970-х снимал родную деревню. Эти семь или восемь пленок были моим первым архивом. Там так классно все было! Виды деревни, портреты людей, жанровые сцены, праздники-гулянья, тулупы-валенки... Я сканировала медленно, растягивала удовольствие.

С того случая я влюбилась в деревенские архивы. В последние годы я живу в Костромской области и в рамках сотрудничества с командой «Лесного терема „Асташово“» езжу в экспедиции по деревням. И везде я целенаправленно расспрашиваю о местных фотографах. Первый свой костромской архив я нашла в марте 2021-го на Совеге — это куст деревень за Солигаличем, — в заброшенном доме, где раньше жил фотограф. Всего 17 пленок в очень плохом состоянии. Выяснилось, что весь архив дочь выбросила, а вот эти несколько пленок просто не нашла. К счастью, архив Варновского его дочь Елена Владимировна передала мне в хорошей сохранности.

Фотовыставка «Невидимая страна» в Центре русского искусства. Фото: Центр русского искусства
Фотовыставка «Невидимая страна» в Центре русского искусства.
Фото: Центр русского искусства

Как профессионал, можете оценить творчество коллеги?

Владимир Варновский прошел большой путь как фотограф. Он ведь начинал, можно сказать, по принуждению: как участковый инспектор он должен был для протокола фиксировать на пленке происшествия. И это его так увлекло, что он ушел из милиции, чтобы посвятить себя новому интересному делу. И вот, если смотреть на его архив подряд, пленку за пленкой, то видно, как он развивается, растет. Как стремится перенять что-то из журналов, которые выписывал, — «Советское фото», чехословацкого Revue Fotografie. Он там подмечал какие-то приемы, рифмы. У него есть шикарная фотография с руками: на портрете на стене руки Ленина, здесь же руки сложены у героини, рядом танцуют люди и автор тоже явно делает акцент на их руках. Мне нравится Варновский как фотограф. Конечно, если сравнивать его с мировыми величинами, на их фоне он слегка наивен. Но в этом как раз заключаются его прелесть и самобытность. И, что важно, он сам про себя понимал: он фотограф, а не просто деревенский свадебный «бомбила-портретист».

Центр русского искусства, Кострома
«Невидимая страна. Владимир Варновский»
До 19 ноября

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+