18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны

Уменьшенная копия коронационного портрета императрицы Александры Федоровны работы Джорджа Доу. 1830. Фото: ГИМ
Уменьшенная копия коронационного портрета императрицы Александры Федоровны работы Джорджа Доу. 1830.
Фото: ГИМ
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Отличаясь утонченным вкусом, супруга Николая I окружала себя красивыми вещами и произведениями искусства. Многие из них прибыли в Москву из Петергофа, где императрица провела свои самые счастливые годы

Прусская принцесса Шарлотта (1798–1860), ставшая в России Александрой Федоровной, держалась в тени венценосного супруга Николая I, называя себя прежде всего «подругой» императора. С ролью подруги она, судя по многим свидетельствам, справлялась безукоризненно. Например, вечерами читала мужу вслух Вальтера Скотта, едва ли не единственного прозаика, которого тот ценил.

Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ

По поручению Николая шотландский архитектор Адам Менелас построил для императрицы уютный неоготический дворец «Коттедж» в Петергофе, в поместье Александрия, названном в ее честь. На гербе поместья — белые розы, любимые цветы Александры Федоровны, которую еще в юности близкие называли Blanche Fleur, по имени героини популярного рыцарского романа «Волшебное кольцо». Императрица дышала этой атмосферой романтики. Отличаясь утонченным вкусом, она окружала себя красивыми вещами и произведениями искусства.

Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ

Недоброжелатели писали, что Николай I держал супругу «взаперти в золотой и украшенной драгоценными каменьями клетке», но сама она признавалась, что в Петергофе «была счастлива, как нигде больше». В выставочном комплексе Государственного исторического музея на выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» представлены и золото, и драгоценные каменья, и произведения живописи из собрания Александры Федоровны — всего 400 экспонатов.

Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ

«Это первая полномасштабная выставка из музея-заповедника „Петергоф“ на площадке Исторического музея, которая открывает проект показа в Москве сокровищ императорских резиденций, — рассказывает Мария Лемигова, начальник управления общественных связей ГИМ. — Экспозицию дополнят предметы из собрания Исторического музея, ранее не показывавшиеся. Например, впервые после реставрации будет представлен портрет императора Николая I работы Джорджа Доу, создателя Военной галереи Зимнего дворца».

Государственный исторический музей
«Петергоф. Сокровища российской императрицы»
До 12 февраля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+