Прусская принцесса Шарлотта (1798–1860), ставшая в России Александрой Федоровной, держалась в тени венценосного супруга Николая I, называя себя прежде всего «подругой» императора. С ролью подруги она, судя по многим свидетельствам, справлялась безукоризненно. Например, вечерами читала мужу вслух Вальтера Скотта, едва ли не единственного прозаика, которого тот ценил.
По поручению Николая шотландский архитектор Адам Менелас построил для императрицы уютный неоготический дворец «Коттедж» в Петергофе, в поместье Александрия, названном в ее честь. На гербе поместья — белые розы, любимые цветы Александры Федоровны, которую еще в юности близкие называли Blanche Fleur, по имени героини популярного рыцарского романа «Волшебное кольцо». Императрица дышала этой атмосферой романтики. Отличаясь утонченным вкусом, она окружала себя красивыми вещами и произведениями искусства.
Недоброжелатели писали, что Николай I держал супругу «взаперти в золотой и украшенной драгоценными каменьями клетке», но сама она признавалась, что в Петергофе «была счастлива, как нигде больше». В выставочном комплексе Государственного исторического музея на выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» представлены и золото, и драгоценные каменья, и произведения живописи из собрания Александры Федоровны — всего 400 экспонатов.
«Это первая полномасштабная выставка из музея-заповедника „Петергоф“ на площадке Исторического музея, которая открывает проект показа в Москве сокровищ императорских резиденций, — рассказывает Мария Лемигова, начальник управления общественных связей ГИМ. — Экспозицию дополнят предметы из собрания Исторического музея, ранее не показывавшиеся. Например, впервые после реставрации будет представлен портрет императора Николая I работы Джорджа Доу, создателя Военной галереи Зимнего дворца».
Государственный исторический музей
«Петергоф. Сокровища российской императрицы»
До 12 февраля