18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны

Уменьшенная копия коронационного портрета императрицы Александры Федоровны работы Джорджа Доу. 1830. Фото: ГИМ
Уменьшенная копия коронационного портрета императрицы Александры Федоровны работы Джорджа Доу. 1830.
Фото: ГИМ
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Отличаясь утонченным вкусом, супруга Николая I окружала себя красивыми вещами и произведениями искусства. Многие из них прибыли в Москву из Петергофа, где императрица провела свои самые счастливые годы

Прусская принцесса Шарлотта (1798–1860), ставшая в России Александрой Федоровной, держалась в тени венценосного супруга Николая I, называя себя прежде всего «подругой» императора. С ролью подруги она, судя по многим свидетельствам, справлялась безукоризненно. Например, вечерами читала мужу вслух Вальтера Скотта, едва ли не единственного прозаика, которого тот ценил.

Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ

По поручению Николая шотландский архитектор Адам Менелас построил для императрицы уютный неоготический дворец «Коттедж» в Петергофе, в поместье Александрия, названном в ее честь. На гербе поместья — белые розы, любимые цветы Александры Федоровны, которую еще в юности близкие называли Blanche Fleur, по имени героини популярного рыцарского романа «Волшебное кольцо». Императрица дышала этой атмосферой романтики. Отличаясь утонченным вкусом, она окружала себя красивыми вещами и произведениями искусства.

Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ

Недоброжелатели писали, что Николай I держал супругу «взаперти в золотой и украшенной драгоценными каменьями клетке», но сама она признавалась, что в Петергофе «была счастлива, как нигде больше». В выставочном комплексе Государственного исторического музея на выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» представлены и золото, и драгоценные каменья, и произведения живописи из собрания Александры Федоровны — всего 400 экспонатов.

Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ

«Это первая полномасштабная выставка из музея-заповедника „Петергоф“ на площадке Исторического музея, которая открывает проект показа в Москве сокровищ императорских резиденций, — рассказывает Мария Лемигова, начальник управления общественных связей ГИМ. — Экспозицию дополнят предметы из собрания Исторического музея, ранее не показывавшиеся. Например, впервые после реставрации будет представлен портрет императора Николая I работы Джорджа Доу, создателя Военной галереи Зимнего дворца».

Государственный исторический музей
«Петергоф. Сокровища российской императрицы»
До 12 февраля

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+