18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

В Историческом музее показывают сокровища императрицы Александры Федоровны

Уменьшенная копия коронационного портрета императрицы Александры Федоровны работы Джорджа Доу. 1830. Фото: ГИМ
Уменьшенная копия коронационного портрета императрицы Александры Федоровны работы Джорджа Доу. 1830.
Фото: ГИМ
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Отличаясь утонченным вкусом, супруга Николая I окружала себя красивыми вещами и произведениями искусства. Многие из них прибыли в Москву из Петергофа, где императрица провела свои самые счастливые годы

Прусская принцесса Шарлотта (1798–1860), ставшая в России Александрой Федоровной, держалась в тени венценосного супруга Николая I, называя себя прежде всего «подругой» императора. С ролью подруги она, судя по многим свидетельствам, справлялась безукоризненно. Например, вечерами читала мужу вслух Вальтера Скотта, едва ли не единственного прозаика, которого тот ценил.

Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ

По поручению Николая шотландский архитектор Адам Менелас построил для императрицы уютный неоготический дворец «Коттедж» в Петергофе, в поместье Александрия, названном в ее честь. На гербе поместья — белые розы, любимые цветы Александры Федоровны, которую еще в юности близкие называли Blanche Fleur, по имени героини популярного рыцарского романа «Волшебное кольцо». Императрица дышала этой атмосферой романтики. Отличаясь утонченным вкусом, она окружала себя красивыми вещами и произведениями искусства.

Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ

Недоброжелатели писали, что Николай I держал супругу «взаперти в золотой и украшенной драгоценными каменьями клетке», но сама она признавалась, что в Петергофе «была счастлива, как нигде больше». В выставочном комплексе Государственного исторического музея на выставке «Петергоф. Сокровища российской императрицы» представлены и золото, и драгоценные каменья, и произведения живописи из собрания Александры Федоровны — всего 400 экспонатов.

Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее. Фото: ГИМ
Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» в Государственном историческом музее.
Фото: ГИМ

«Это первая полномасштабная выставка из музея-заповедника „Петергоф“ на площадке Исторического музея, которая открывает проект показа в Москве сокровищ императорских резиденций, — рассказывает Мария Лемигова, начальник управления общественных связей ГИМ. — Экспозицию дополнят предметы из собрания Исторического музея, ранее не показывавшиеся. Например, впервые после реставрации будет представлен портрет императора Николая I работы Джорджа Доу, создателя Военной галереи Зимнего дворца».

Государственный исторический музей
«Петергоф. Сокровища российской императрицы»
До 12 февраля

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
Сезон смены директоров
Музейный год начался с перестановок, которые посыпались одна за другой как из рога изобилия. Всего за неделю шесть российских музеев получили новых директоров. У каждого снятия и назначения своя подоплека, но есть и общее
24.01.2025
Сезон смены директоров
3
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
4
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
5
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
6
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+