Вы только что объявили о создании Фонда поддержки и развития современного коллекционирования. Почему вы решили его учредить?
С тех пор как я покинула Пушкинский, я думала о том, каким образом применить накопленный опыт, чтобы принести максимальную пользу — и художественному сообществу, и зрителю. Так родилась идея фонда «Новые коллекционеры», придуманного вместе с людьми, с которыми мы совпадаем в понимании, что сегодня по-настоящему важно. Это меценат и руководитель крупной инвестиционной компании Екатерина Лапшина, директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов, искусствовед Михаил Каменский и коллекционер Антон Козлов. Каждый из нас — коллекционер, и нам кажется, что и наш опыт, и наша страсть смогут помочь появлению нового типа коллекционеров, поддержать, направить тех, кто уже какое-то время этим занимается. Для каждого из создателей фонда все, что мы планируем делать, — абсолютное миссионерство, в котором нет материальной заинтересованности. Все те средства, которые мы будем получать, пойдут на развитие нашей деятельности.
Коллекционеров сегодня очень много, но понимание коллекционерской деятельности у многих сформировано не до конца. И наша задача — создать такую платформу, благодаря которой коллекционер сможет не просто собрать хорошую коллекцию, но станет основным участником развития культурного процесса, арт-рынка. Мы хотим объединить неравнодушных людей, разделяющих наши ценности — и этические, и миссионерские. Мы сможем поддержать их экспертизой — собственной и ключевых специалистов (кураторов, реставраторов, искусствоведов, юристов), станем их проводниками внутри художественного сообщества, соединив с теми участниками культурного процесса, с кем считаем важным их познакомить: с определенными художниками, галеристами, музеями и, конечно, с уже состоявшимися коллекционерами, у которых они смогут получить ответы на конкретные вопросы, а главное — вдохновиться. Мы хотим показать значимость фигуры коллекционера и профессиональному сообществу, и зрителю — через выставки, которые раскроют многообразие коллекций и их место в культурном фонде, через взаимодействие и сотрудничество коллекционеров и галеристов, художников. Думаю, что не все люди, которые любят искусство, должны становиться коллекционерами. Коллекционер — это еще и огромная ответственность. Коллекция — это живой организм, она должна развиваться, работать. Поэтому путь истинного коллекционера — это всегда осознанный и ответственный путь.
Получит ли от этой истории какую-то выгоду публика?
Да, мы будем делать выставки, где будем сами как кураторы (и приглашая других кураторов) работать с вещами наших коллекционеров и со своими собственными. Вот, например, выставка Эрика Булатова, которая открывается в Нижегородском художественном музее в партнерстве с нашим фондом. Практически все работы на ней — из частных коллекций. Оказывается, что важнейший художник второй половины ХХ века крайне мало представлен в музейных собраниях. Парадокс, но отражающий действительность.
Продолжение этой темы — Биеннале частных коллекций, которую мы планируем проводить также в Нижнем Новгороде. Первая должна открыться в сентябре 2024 года на 15–17 городских площадках, половина из которых — музейные. Нижний развивается так, что там большое количество площадок, отвечающих всем нормам музейного экспонирования. У каждой биеннале будет своя тема, а на первой мы хотим показать самые разные, неожиданные коллекции наших ведущих коллекционеров и художников.
В каком формате будет работать фонд?
Фонд сейчас начинает существовать облачно, но мне бы хотелось обрести место, наш дом. Чтобы он был устроен приблизительно так, как устроена одна из важных институций в Токио, похожая на нашу. Это довольно большое количество хранилищ, каждое из которых принадлежит определенному коллекционеру. Оно может быть открытым или закрытым, это зависит от желания коллекционера. В этом комплексе вместе с хранилищами находятся, в идеале, три выставочных пространства — условно площадью 100, 150 и 500 кв. м, чтобы была возможность делать выставочные инсталляции разного типа. И конечно, должно быть место, где можно пообщаться. Здесь очень хочется делать выставки, привлекая кураторов, у которых стоит поучиться. У нас есть идеи на этот счет.
Вы вступили в команду петербургского музея «Полторы комнаты». Почему?
Я пошла вслед за любовью, как обычно. И поэтому сразу ответила согласием на предложение директора музея Максима Левченко. «Полторы комнаты» — маленькая частная институция, в которую я влюбилась абсолютно, впервые там оказавшись еще в статусе директора Пушкинского музея. В первый приезд у меня появилась идея проекта «От руки», который мы открыли этим летом в новом пространстве музея — первой квартире Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского в доме Мурузи. Этот проект был о сакральности текста в русской культуре. На выставке мы показывали рукописные списки советского времени — переписанные на обрывках листов, в школьных тетрадях тексты неподцензурных поэтов, значимых для Иосифа Бродского. «Полторы комнаты» — мое идеальное место, пусть в очень крошечном и домашнем формате, но с огромным КПД влияния. Люди, которые соединены в этом месте, — их очень мало; я их чувствую как себя, такими же, как я, только лучше меня, по-моему. Для меня счастье работать с Сашей Бродским, моим другом, художником, которого я очень люблю, и с кураторами Максимом Левченко, Юлей Сениной. У музея происходит сейчас этап масштабирования, мы его обдумываем.
Музей будет увеличиваться?
Ему ни в коем случае нельзя потерять свое персональное, очень интимное, очень человеческое лицо, просто эти лица будут размножены. И в знаменитом доме Мурузи, в котором Бродский жил почти два десятилетия, в котором находится музей «Полторы комнаты», это размножение и происходит.
Сначала появилась квартира 34, которая находится в той же парадной, что и квартира Бродского, только на пятом этаже. У нее двойная функция: время от времени она становится выставочным пространством, а потом превращается в место, где можно пожить. Мы планируем два раза в год делать там большие выставки на три месяца, а в остальное время мы получаем от людей, которые хотят пожить в этой квартире, средства на приобретение архивов, книгоиздание и другие музейные проекты.
В марте в этой квартире должна открыться выставка архива нью-йоркского ресторана «Русский самовар», который основал Роман Каплан, искусствовед и переводчик, и к которому позднее присоединились в качестве совладельцев Иосиф Бродский и Михаил Барышников. Это был не просто ресторан, а настоящий клуб русской эмигрантской культуры, место встречи для эмигрантов третьей волны с гостями-соотечественниками. Огромный архив был приобретен Александром Мамутом еще при жизни Романа Каплана, и сейчас он передан нам для обработки и экспонирования. Как нам кажется, это очень важный именно сегодня проект, возвращающий к проблеме русских за границей и русских в России, их взаимодействию в разные периоды нашей истории.
И это еще не все?
Еще не все. В марте наступающего года, опять же в доме Мурузи, откроется китайская закусочная «Пища династии Минь». Иосиф Бродский был большущим любителем именно китайской еды, жил в китайском квартале в Нью-Йорке, и даже есть стихи, посвященные этой теме. Архитектуру закусочной и бара сделал Александр Бродский. Я надеюсь, что 24 мая мы сможем отметить там день рождения Иосифа Бродского.
Во дворе дома Мурузи, ровно под пространством музея «Полторы комнаты», я думаю, летом появится открытое хранение. Это бывшая каретная, которая уже у нас в аренде. Прекрасное пространство, где будут находиться архивы, которые нам сейчас уже негде хранить, и на перспективу (многое находится в стадии приобретения). Там будет возможность экскурсий и, главное, персональной работы большого количества людей, прежде всего студентов. Мы также ищем пространство для галереи, которая будет заниматься только современным искусством, рефлексиями вокруг тем поэзии Бродского и его времени. Мы уже начинаем заказывать вещи художникам.
А что в самых ближайших планах?
Само пространство «Полутора комнат» настолько тонко устроено, что любое случайное, неточное явление разрушает атмосферу. Мы стараемся делать там только то, что максимально органично. И поэтому 15 ноября мы открываем важную выставку, посвященную ссылке Бродского в деревню Норинская Архангельской области в 1964–1965 годах. Называется «Специально отведенная местность» — это из приговора Бродскому слова. Выставка целиком построена на видеозаписях, которые сделали документалисты Елена Якович и Алексей Шишов. В 1996 году, когда Бродского не стало, они отправились в Норинскую и сумели там взять интервью у тех, кто оказался вдруг частью жизни поэта, у людей с простыми судьбами. Фильма еще нет, но мы сделали видеомонологи, и у каждого, кто придет на выставку, будет возможность, устроившись в комнате, где жили соседи Бродских, в том числе и в холодном эркере, послушать историю. Бродский говорил, что ссылка, может быть, самое счастливое время его жизни, но говорил он это много позже. Бесконечная зима, серенькие домики, лай собак…
В эркере помещается один человек. Мы закутаем его в плед и дадим ему чаю, чтобы он компенсировал бесконечность русской зимы, одиночества и пустоты, которые его будут окружать. В ближайших и в самых отдаленных планах буду стараться, как и прежде, улучшать мир, окружающий нас, делать его человечнее.