18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Президент Бразилии взялся за культуру, и она теперь оживает

Ангольский стиль танца, известный как кизомба, выступает инструментом для изучения сложных, зачастую невыразимых аспектов колониальной истории Бразилии, связанной со странами Западной и Центральной Африки. Фото: Kim Praise/Kizomba Design Museum
Ангольский стиль танца, известный как кизомба, выступает инструментом для изучения сложных, зачастую невыразимых аспектов колониальной истории Бразилии, связанной со странами Западной и Центральной Африки.
Фото: Kim Praise/Kizomba Design Museum
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Финансирование культуры в стране постепенно восстанавливается после неоднократных сокращений бюджета, предпринятых прежним правительством. Появляются новые проекты, среди которых «временный музей», посвященный истории африканской диаспоры Бразилии

В сентябре в рамках 35-й Биеннале в Сан-Паулу открылся Музей дизайна кизомбы (KDM). Это не традиционный, а так называемый поп-ап-музей. Он предлагает уникальное видение взаимовлияния культур Бразилии и португалоязычных стран Африки через призму музыки и танца. Ангольский стиль танца, известный как кизомба, выступает инструментом для изучения сложных, зачастую невыразимых аспектов колониальной истории Бразилии, связанной со странами Западной и Центральной Африки.

Кизомба возникла в Анголе в начале 1980-х годов. Чувственный танец с томным ритмом на основе электронной музыки, который иногда называют «африканским танго», быстро получил популярность в Португалии, куда в 1980–1990-е из-за гражданской войны в Анголе хлынул поток беженцев. Постепенно кизомба стала модной среди португалоговорящих в африканской диаспоре, особенно в Бразилии.

KDM, трехдневный проект, который проходил на трех площадках в Сан-Паулу, исследовал с помощью серии перформансов и дискуссий проникновение ангольской культуры в глобальные диаспоры. «Мы думали о том, как можно было бы поделиться нашей культурой, больше рассказать о ней и о стойкости ангольцев, и в результате несколько раз приходили к кизомбе», — говорит художник Настью Москито, который вместе с музыкальным продюсером Калафом Эпалангой и арт-дилером Мехаком Вьейрой придумал KDM. «Ангольцы традиционно сталкивались с социальным, политическим унижением и финансовой дискриминацией, — продолжает Москито. — Мы размышляли, как же изложить эти очень сложные, многослойные философские идеи в увлекательной и совсем не дидактической форме».

По словам куратора, есть планы найти физическое пространство для музея в Анголе, Кабо-Верде или в Португалии, в Лиссабоне, где он может быть ближе к своим корням. Но на сегодня проект не имеет «объектно-ориентированного результата».

Название и тема биеннале этого года — «Хореографии невозможного» — предполагают использование различных танцевальных и жестовых практик для изучения «доминирования категорий и определений, которых больше недостаточно для описания мира вокруг нас» — так об этом говорит группа кураторов Биеннале в Сан-Паулу, в которую входят куратор Диана Лима, художница Града Киломба, антрополог Элиу Менезес и художник и директор музея Мануэль Борха-Вильель.

KDM и Биеннале в Сан-Паулу — признаки того, что культура в Бразилии сейчас переживает ренессанс. И все благодаря новоизбранному президенту страны Луису Инасиу Лула да Силва, известному как Лула. В январе, давая присягу, политик поклялся «восстановить страну из руин», в которых Бразилия оказалась после его предшественника Жаира Болсонару.

Пластический язык танца под названием кизомба вроде бы непритязателен, но за ним стоят столетия драматичной колониальной истории. Фото: Kim Praise/Kizomba Design Museum
Пластический язык танца под названием кизомба вроде бы непритязателен, но за ним стоят столетия драматичной колониальной истории.
Фото: Kim Praise/Kizomba Design Museum

Лула, который уже занимал пост президента с 2003 по 2010 год, победил на этот раз с небольшим перевесом (до начала предвыборной гонки он больше года отсидел в тюрьме за коррупцию и отмывание денег, обвинения были сняты в 2021 году). Он получил мощную поддержку со стороны художников и музыкантов, выступавших против усиления цензуры, которую лоббировали консервативные группы, связанные с Болсонару, а также против урезания бюджета на культуру, предпринятого прежними властями.

После вступления в должность Лула восстановил национальное министерство культуры, упраздненное при Болсонару, и отозвал указы по сокращению финансирования проектов, подпадающих под действие «закона Руане» (по имени его автора, бывшего министра культуры страны Сержиу Паулу Руане). Речь о налоговых льготах, стимулирующих развитие культуры, для частных меценатов и компаний. В первый же месяц своего президентства Лула выделил на культуру 610 млн реалов ($122 млн), в том числе 37,1 млн реалов ($7,4 млн) на реконструкцию Муниципального театра Рио-де-Жанейро.

«Эти шаги резонируют с темой биеннале, которая стремится выйти за традиционные рамки и переосмыслить культурный ландшафт, где признаются и ценятся голоса всего мирового сообщества, — говорят кураторы форума. — Наша интерпретация биеннале принимает историческую перспективу, размышляя о прошлом и самом феномене времени. Мы хотим подвергнуть сомнению, перевернуть доминирующие парадигмы, пересмотреть жестокое прошлое, которое будто совершает бесконечный цикл, и все это — в стремлении представить более перспективное будущее».

Нашла поддержку также позиция президента по поводу вопросов деколонизации и многообразия. «Хотя биеннале по своей сути не является политической платформой, мы, несомненно, довольны позитивными сдвигами в сфере искусства и культуры, произошедшими после прихода Лулы к власти», — говорят кураторы.

Речь в том числе о назначении бывшей афробразильской певицы Маргарет Менезес новым министром культуры. Она, по словам кураторов, «привела в чувство расформированное министерство и привнесла многообразие и дух деколонизации в бразильские искусство и культуру».

Биеннале в Сан-Паулу, старейшая на планете после Венецианской биеннале, традиционно была тесно связана с политикой и общественными волнениями, наиболее известным из которых стала так называемая Биеннале бойкота 1969 года, когда многие приглашенные художники отозвали свои работы в знак протеста против военной диктатуры в стране.

После смены администрации Болсонару, которая считалась националистической по своему характеру, биеннале этого года стала самой успешной в плане национального многообразия: в ней участвует более 90% цветных художников. «Сейчас Бразилия находится на пути к выздоровлению, — говорит Москито. — Само присутствие Лулы в Бразилии, например, казалось невозможным, срежиссированным событием. Мне кажется, мы и представить себе не могли, что это случится снова. Итак, что это будет значить для нас и остального португалоязычного мира?»

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+