Миллионы игроков онлайн-видеоигры Fortnite теперь могут посетить виртуальный музей, посвященный холокосту. К королевским местам сражений и боевым аренам в игре Fortnite добавили виртуальный музей «Голоса забытых». Пространство с согласия Fortnite Epic Games создал гейм-дизайнер из Лос-Анджелеса Люк Бернар. Игроки могут перемещаться по экспозициям, посвященным холокосту, а также изучить в галереях биографии исторических личностей. Среди них — Абдул-Хусейн Сардари, иранский дипломат, который помог многим евреям бежать из оккупированной Франции, а также Хайка Гроссман, участница Сопротивления в оккупированной Польше. Освещены и менее известные эпизоды истории антисемитизма: например, антиеврейские беспорядки 1945 года в Триполитании, в результате которых сотни людей в Северной Африке погибли или получили ранения.
«Видеоигры — самая популярная площадка в мире, поэтому странно, что мы до сих пор не додумались рассказать эту историю там», — говорит Бернар в интервью The Art Newspaper. Ранее он создал «Свет во тьме», бесплатную игру, в которой рассказывается история польской еврейской семьи в оккупированной нацистами Франции.
По словам Бернара, идея виртуального музея холокоста пришла ему в голову благодаря свойственному цифровой среде огромному потенциалу сторителлинга, а также из-за серьезной обеспокоенности по поводу возрождающегося неонацизма в Соединенных Штатах. Гейм-дизайнер добавляет: для него желание бороться с растущими чувствами ненависти и антисемитизма стало «вопросом жизни и смерти».
Самого Бернара раскритиковали, еще когда про его цифровой музей только объявили публике. Запуск «Голосов забытых» был отложен после того, как разработчику стали угрожать в Сети — причем делали это как сторонники теории превосходства белой расы, так и отрицатели холокоста. По словам Бернара, в пространстве музея отключены привычные «эмотиконы» (танцы или другие действия, которые могут выполнять игроки) и голосовой чат, и, хотя несколько игроков пытались закрыть собой экспозиции, мешая другим смотреть, в целом реакция аудитории была исключительно позитивной.
«Интересно посмотреть, к чему все это приведет, но, конечно, такие проекты не заменят настоящие музеи, — рассуждает он. — Это пространство просто позволяет любому человеку в мире получить доступ к информации».
Игра Fortnite пользовалась большой популярностью с момента ее выпуска в 2017 году и в сентябре удерживала первое место среди бесплатных игр, загруженных на PlayStation 4 и 5. Появление музея холокоста в видеоигре, более известной своими «скинами» в стиле поп-культуры, что позволяют игрокам выглядеть как персонажи телевидения, фильмов и других игр, а также массовыми боями, может показаться сомнительной идеей, особенно принимая во внимание продолжающиеся дебаты о том, как лучше всего рассказывать историю холокоста. Но, хотя и непривычно, что аватары, скажем, Человека-паука или Джона Уика спокойно стоят перед музейными стендами, пока игроки читают о холокосте, этот опыт по крайней мере делает важную страницу истории понятнее для молодых людей в интернете, где сам факт существования холокоста часто регулярно отрицается или искажается.
После пандемии создание в пространствах видеоигр музеев, предназначенных для того, чего не может дать физическая институция, становится трендом. Но идея не нова: музеи уже давно стали частью мира видеоигр. От пропагандистских демонстраций рухнувшей утопии в Мемориальном музее восторга в BioShock 2 (2010) до Музея жилищ, где люди живут в экспонатах, иллюстрирующих разные типы домов, в Kentucky Route Zero (2020). В эти видеоигры интегрированы музеи, которые играют важную роль в нарративе.
«То, как игры включают в свою экосистему музеи, — еще и пример того, как сами гейм-дизайнеры в целом видят роль физических музеев, экспонатов и коллекций», — говорит Кейтлин Кингсленд, редактор Archaeogaming — блога об археологии в видеоиграх — и научный сотрудник Института цифровых исследований Университета Южной Флориды.
Профессор Джеймс Ньюман, исследователь новых медиа в британском университете Бат-Спа и старший куратор Национального музея видеоигр в Шеффилде, отмечает, что в игре Animal Crossing: New Horizons (2020) перед игроком стоит задача: сначала найти, а затем либо передать в дар, либо продать музеям потенциальные экспонаты. «Мне это всегда казалось интересным: поместить общественную культурную институцию в самое сердце виртуального мира, то есть игры», — говорит он, добавляя, что игроки «часто соблазняются возможностью создать свою личную коллекцию вместо того, чтобы делать пожертвования, обогащая собрание музеев во благо общества».
Некоторые физические музеи даже принимали непосредственное участие в разработке видеоигр. Например, сотрудники Художественного музея Уолтерса в Балтиморе помогали команде разработчиков Discover Babylon (2006), образовательной игры о Древней Месопотамии, которая должна была, по задумке, стать образцом для других музеев по интегрированию цифрового опыта в музейную деятельность.
«Когда я задумываюсь о том, что музеи могли бы перенять у видеоигр и какими могут быть эти взаимоотношения, то прежде всего вспоминаю, насколько хорошо видеоигры умеют направлять внимание людей, как они поощряют взаимодействие и развивают сторителлинг», — говорит Мари Фулстон, независимый куратор и арт-директор, специалист по видеоиграм. «Все это применимо и к физическим выставкам, а также можно учесть при разработке наших идей или в формировании ожиданий в отношении цифровых или виртуальных экспозиций».
Среди проектов, которым, по словам Фулстон, удалось удачно объединить преимущества видеоигр и музеев, — v r 3 (2017) Пиппина Барра. Это виртуальный музей, в котором в традиционном с виду зале в постаментах представлены разные виды воды. А в Питтсбурге есть LIKELIKE, художественная галерея новых медиа и игровой зал, где в 2020 году представили «самую крошечную MMORPG» (многопользовательскую ролевую онлайн-игру): там игроки могут взаимодействовать, посещая сменяющие друг друга выставки.
Возможности объединения искусства, культурного наследия и истории для аудитории, у которой виртуальные пространства зачастую являются основным средством знакомства с культурой, безграничны. И, как продемонстрировал музей холокоста в игре Fortnite, существуют весьма нестандартные и резонансные подходы к сложным темам и проблемам, которые уже давно представлены в музеях, но пока не освещены в играх.