18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Казанская икона Божией Матери опять в соборе на Красной площади

Казанская икона Божией Матери. Фрагмент. Фото: Священник Игорь Палкин
Казанская икона Божией Матери. Фрагмент.
Фото: Священник Игорь Палкин

Речь идет о списке с утраченного первообраза, сделанном в конце XVI века, некоторое время хранившемся в патриаршей резиденции в Переделкине и происходящем из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева

Казанская икона Божией Матери помещена патриархом Кириллом в Казанский собор на Красной площади в Москве 4 ноября, в день церковного праздника Казанской иконы Божией Матери. Согласно «Патриаршему слову об обретенной чудотворной Казанской иконе Божией Матери», опубликованному на официальном сайте Русской православной церкви, эта икона была создана в конце XVI века и в последние годы находилась в помещении для хранения икон в патриаршей резиденции. В состав имущества церкви она возвратилась, как прозвучало в речи патриарха Кирилла, «благодаря выдающемуся человеку, о котором я скажу сегодня позже, — искусствоведу, который много лет своей жизни посвятил изучению древнерусской иконописи».

Казанская икона Божией Матери в Казанском соборе на Красной площади в Москве. Фото: Священник Игорь Палкин
Казанская икона Божией Матери в Казанском соборе на Красной площади в Москве.
Фото: Священник Игорь Палкин

Имя человека, которому ранее принадлежала икона, не было названо в праздничной речи. Однако в тот же день репродукция данной иконы была опубликована на сайте патриархии. Знатоки русской иконописи быстро определили, что эта икона имеет поразительное сходство со списком с «явленной» Казанской иконы, в 2000-е годы принадлежавшим известному художнику, реставратору и коллекционеру Сергею Николаевичу Воробьеву (1949–2022). В 2001 году он подарил его патриарху Алексию II, о чем сохранилось благодарственное письмо, в котором тот обещает поместить икону в Казанский собор на Красной площади.

справка

Явленная икона Казанской Божией Матери — это икона, чудесным образом обретенная в 1579 году, которая высоко почиталась на Руси. В 1904 году она была похищена из Казанского Богородицкого монастыря и, согласно официальной версии, уничтожена преступниками. Московский список Казанской иконы — это одна из самых ранних копий с этой иконы. Этот список в 1612 году сопровождал ополчение Минина и Пожарского и, как считается, помог им в борьбе с поляками. Позже он был помещен князем Пожарским в специально построенный для этого Казанский собор на Красной площади в Москве. Икона была похищена в 1918 году, и дальнейшая ее судьба неизвестна.

Еще…

Список Казанской иконы, принадлежавший Воробьеву, как рассказывают члены его семьи, был приобретен им с рук на вернисаже в Измайлове примерно в 2000 году. В 2001-м он принес его на экспертизу в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, которую провела главный специалист по иконографии Казанской иконы искусствовед Наталья Чугреева. Согласно тексту экспертизы, «икона представляет собой близкий список с явленного в 1579 г. в Казани чудотворного образа Богородицы». Размер иконы 29,0 на 23,7 см, что больше «явленной» (26,7 на 22,3 см) и московского списка (27,3 на 24,5 см либо 27,8 на 24 см). Экспертиза датирует икону как «1580 — 1590-е гг., Средняя Русь».

Казанская икона Божией Матери. Фото: Священник Игорь Палкин
Казанская икона Божией Матери.
Фото: Священник Игорь Палкин

Впоследствии репродукция иконы и ее описание, уже с атрибуцией как принадлежащей Московской патриархии, были опубликованы Натальей Чугреевой в статье «Державная Заступница» (2003) и ею же в Православной энциклопедии в статье «Казанская икона Божьей Матери» (2012).

Мы связались с сыном коллекционера, скульптором Федором Воробьевым, который рассказал нам историю появления иконы в семье.

«Отец приобрел эту икону около 2000 года в Измайлове, куда в те годы свозили предметы со всей России. Это была „черная доска“. Было непонятно, из какой она эпохи и какого уровня. Было очевидно, что это иконография Казанской Божией Матери, но не более того. Он купил ее, руководствуясь своим опытом и чутьем, сам раскрыл ее как реставратор. Эксперт Музея Андрея Рублева Наталья Чугреева пришла к нам в гости и увидела ее. Как главный специалист по иконографии Казанской, она, конечно, очень заинтересовалась. Они сошлись во мнении, что это редкий, очень ранний вариант. Прямых доказательств, откуда происходит эта икона, конечно, нет и не будет, но очевидно, что это редчайший, один из самых ранних списков.

Наша коллекция икон — это дело семейное, так что решение преподнести икону церкви отец принимал совместно с матерью, Мариной Федоровной Соловьевой. Также большое участие в судьбе иконы принял замечательный археолог и историк Сергей Алексеевич Беляев (1936–2019), который консультировал патриархию. Именно он, кажется, и помог преподнести этот дар церкви в 2001 году. На прием к патриарху отец ходил вместе с Чугреевой и Беляевым, и тогда они подробно объяснили, какой именно памятник был преподнесен.

Коллекционер Сергей Воробьев и патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Фото: Архив семьи Воробьевых
Коллекционер Сергей Воробьев и патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Фото: Архив семьи Воробьевых

Разговор тогда шел не о даре конкретно патриарху Алексию, а о вкладе в Казанский собор на Красной площади, который незадолго до этого, в 1990–1993 годах, был возведен заново на месте взорванного. Отец был очень воодушевлен тем, что икона вернется в тот храм, где она должна быть. Мы рассчитывали, что икону сразу передадут в Казанский собор. Почему это было не сделано тогда — непонятно. Слава Богу, что теперь икона нашла свое место.

В своей речи патриарх Кирилл, кажется, хотел назвать фамилию отца, но почему-то этого не сделал. Его фигура на годы ушла в тень, но ведь это не случайно, что именно он нашел эту удивительную икону. Это был человек, который всю свою жизнь посвятил русской культуре, ее спасению. Он посвятил свою жизнь поиску потерянных, брошенных произведений культуры. Для меня самое главное, чтобы его имя в этой истории не затерялось».

Наталья Комашко, эксперт по древнерусской живописи, в прошлом ученый секретарь Музея им. Андрея Рублева, рассказала нашему изданию, что хорошо помнит, как Сергей Воробьев принес икону в музей на экспертизу. По ее словам, он был очень воодушевлен этой находкой и рад результатам экспертизы, подтвердившим его мнение о датировке иконы 1580-ми годами.

Наталья Чугреева, в свою очередь, подтвердила нам, что информация, опубликованная ею о списке семьи Воробьевых в научных публикациях, является достоверной. Эксперт рада, что этот ранний список Казанской иконы снова появился на публике после 20 лет отсутствия. Чугреева пыталась искать московский список Казанской иконы в музейных фондах, однако найти следов этого образа, украденного в 1918 году, ей не удалось.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+